+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

КС РФ

Содержание

Конституционный суд РФ. Досье

КС РФ

ТАСС-ДОСЬЕ. 31 января 2018 года Совет Федерации РФ назначил Валерия Зорькина председателем Конституционного суда (КС) на новый шестилетний срок. Он возглавляет КС с 1991 года с перерывом в 1993-2003 годах.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории и полномочиях Конституционного суда РФ.

Конституционный суд РФ – высший, “самостоятельный и независимый”, судебный орган конституционного контроля. Его деятельность связана не с применением законодательных норм, а с обеспечением их соответствия Конституции. В своих решениях суд предлагает свое понимание определенных положений основного закона, обязательное для всех государственных органов власти в России.

Полномочия, порядок формирования и деятельность КС регулируются Конституцией (ст. 125, 128) и федеральным конституционным законом “О Конституционном суде Российской Федерации” от 21 июля 1994 года.

История КС РФ

Предшественником Конституционного суда РФ являлся Комитет конституционного надзора СССР.

21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон “О конституционном надзоре в СССР” и избрал председателем Комитета директора Института философии и права Уральского отделения АН СССР Сергея Алексеева.

Комитет должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты генерального прокурора и главного государственного арбитра СССР и др. В декабре 1991 года этот орган прекратил свое существование.

12 июля 1991 года V (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР утвердил закон “О Конституционном Суде РСФСР”. 30 октября 1991 года состоялось его первое рабочее совещание, а 14 января 1992 года – первое заседание, на котором был признан неконституционным указ президента Бориса Ельцина, объединявший в одно ведомство министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Самым долгим делом за всю историю Конституционного суда (слушания длились почти полгода) стала проверка конституционности указов президента РСФСР, которыми в августе 1991 года были приостановлены, а затем прекращены деятельность компартий Советского Союза и РСФСР.

В рамках этого же дела суд проверял конституционность самих партий – КПСС и КП РСФСР.

В итоге КС принял компромиссное решение: он признал, что сращивание партийных структур с госвластью недопустимо, одновременно указав на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно, невозможен и запрет на объединение людей с теми или иными убеждениями.

В апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов РФ уточнил статус суда, определив его как высший орган судебной власти по защите конституционного строя, и дополнил соответствующими статьями действующую Конституцию РФ.

21 сентября 1993 гожа Ельцин подписал указ №1400 “О поэтапной конституционной реформе”, предусматривающий роспуск Съезда народных депутатов, Верховного совета и местных советов в регионах.

Согласно данному акту, действие Конституции РФ в части, противоречащей указу, “прекращалось”.

В тот же день Конституционный суд опубликовал свое заключение, в котором указ президента был признан незаконным, а полномочия главы государства – прекращенными в связи с нарушением им основного закона.

7 октября 1993 года Ельцин приостановил деятельность КС. После принятия нового основного закона в декабре 1993 года суд был реорганизован. 21 июля 1994 года был принят федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации”, определивший его статус и полномочия.

Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Также был расширен судейский состав – с 15 до 19 человек. Новый состав КС был назначен Советом Федерации в феврале 1995 года.

В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с 12 до 15 лет. В марте 2005 года в закон были внесены поправки, которые установили, что полномочия судей ограничены не сроком, а возрастом: со дня назначения и до достижения 70 лет.

23 декабря 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о переезде Конституционного суда из Москвы в Санкт-Петербург. В столице было организовано представительство КС. Первое заседание суда после переезда состоялось 27 мая 2008 года в здании Сената.

В июне 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, в соответствии с которым председатель КС и его заместители стали назначаться Советом Федерации по представлению главы государства (ранее они избирались на эти должности судьями КС). Срок их полномочий был увеличен с 3 до 6 лет. Кроме того, была ликвидирована должность судьи-секретаря и введена новая – второго заместителя председателя КС.

В 2014 году была расширена компетенция КС в части проверки конституционности вопросов, выносимых на общероссийский референдум, а также в сфере разрешения противоречий между российским законодательством и международными правовыми актами.

В 2015 году КС установил порядок включения правовых норм, выраженных в решениях Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в российское национальное законодательство. Суд установил, что решения ЕСПЧ в случае их противоречия российской Конституции не подлежат исполнению.

Полномочия КС

Конституционный суд полномочен проверять на соответствие конституции все законодательные и нормативные акты высших органов государственной власти РФ и субъектов Федерации, в том числе подписанные, но не вступившие в силу международные договоры. Такие проверки проводятся по запросам президента и правительства, одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Госдумы, Верховного суда, органов власти субъектов РФ.

КС принадлежит право разрешать споры о компетенции между государственными органами власти как на федеральном, так и на региональном уровнях власти. Правом на обращение в суд с ходатайством о разрешении таких споров обладает любой из участвующих в нем органов госвласти.

По запросу президента, Федерального собрания, правительства и органов законодательной власти регионов КС дает толкование конституции.

По жалобам граждан России на нарушение их конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в каждом конкретном случае.

Суд по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Согласно ст. 104 основного закона, КС вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Кроме того, по запросу президента или Верховного суда он проверяет конституционность проведения референдума в России.

Постановления КС являются окончательными и обжалованию не подлежат. Они обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Судьи КС

Конституционный суд, согласно ст. 128 основного закона, состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению главы государства. Вопрос о назначении судьи рассматривается Советом Федерации в течение двух недель с момента получения представления президента. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным анием большинством сенаторов.

Главой суда является его председатель, который назначается на должность Советом Федерации по представлению президента из числа действующих судей КС сроком на шесть лет. Таким же образом назначаются два его заместителя.

Полномочия судей не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет. На председателя положение о предельном возрасте не распространяется.

Согласно закону, полномочия судьи Конституционного суда могут быть прекращены по личному заявлению об отставке, из-за утраты российского гражданства, после вступления в силу обвинительного приговора в отношении судьи.

А также в случае совершения поступка, “порочащего честь и достоинство судьи”, занятия предпринимательской деятельностью, неучастия в заседаниях КС или уклонения от ания свыше двух раз подряд без уважительных причин, неспособности по состоянию здоровья или другим причинам в течение десяти месяцев подряд исполнять обязанности судьи и др.

Решение о прекращении полномочий судьи принимается самим Конституционным судом.

Аппарат КС

В аппарат Конституционного суда входят: секретариат, управление государственной службы и кадров, финансовое управление, управление делами, представительство Конституционного суда в Москве и др. Для обеспечения деятельности руководства КС и судей также созданы секретариаты председателя и его заместителей, а также аппараты судей.

Согласно данным Росстата на конец 2016 года, численность сотрудников аппарата Конституционного суда РФ составляла 233 человека, их среднемесячная зарплата – 136 тыс. руб.

Официальный сайт КС – http://www.ksrf.ru.

Источник: https://tass.ru/info/4918615

– КСРИ

КС РФ

Сегодня Председатель Конституционного Суда Республики Ингушетия А.К. Гагиев провел личный прием граждан. На приеме побывали 2 граждан: Гражданка Героева К.У. обратилась по поводу нарушения жилищных прав ее семьи. У нее ребенок-инвалид, страдающий тяжелой формой хронического заболевания.

Обращение гражданки Героевой К.У. направлено Главе города Сунжа для рассмотрения и принятия соответствующих мер;       2. Гражданин Плиев М.Р. обратился по поводу нарушения его земельных прав.

Ему рекомендовано обратиться в суд общей юрисдикции с иском об устранении препятствий в пользовании земельным участком.

Поздравление Главе Республики Ингушетия М-А.М. Калиматову в связи с избранием его высшим должностным лицом республики

Уважаемый Махмуд-Али Макшарипович! От имени Конституционного Суда Республики Ингушетия поздравляю Вас с избранием Главой Республики Ингушетия. Народ Ингушетии возлагает на Вас большие надежды.

Желаем Вам силы воли, вдохновения и крепкого здоровья для успешного решения задач по укреплению государственности Ингушетии, обеспечению динамичного развития нашей республики.

Пусть сопутствует Вам удача и успех!  

Состоялось заседание Конституционного Суда РИ

23 августа 2019 года состоялось заседание Конституционного Суда Республики Ингушетия по вопросу о принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кантышева Р.Х.

на нарушение его конституционных прав Законом Республики Ингушетия от 5 мая 2008 года №3-РЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» и Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 26 января 2013 года №8 «О порядке первоочередного предоставления реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, путевок на санаторно-курортное лечение». Определением №56-О от 23 августа 2019 года суд принял к рассмотрению жалобу гражданина Кантышева Р.Х. и назначил рассмотрение дела на 17 октября 2019 года.

Председатель Конституционного Суда РИ Аюп Гагиев награжден благодарностью Совета Федерации

18 июня 2019 г. в Московском государственном университете (МГЮА) им. О.Е. Кутафина состоялось заседание Президиума Ассоциации юристов России.

В рамках заседания Председателю Конституционного Суда Республики Ингушетия Аюпу Гагиеву «за многолетний добросовестный труд, большой вклад в укрепление законности, обеспечение защиты прав и интересов граждан» была вручена благодарность Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Матвиенко.

В мероприятии приняли участие сопредседатель АЮР Сергей Степашин, председатель АЮР, ректор МГЮА Виктор Блажеев, сопредседатель Ассоциации, Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, председатель Правления АЮР Владимир Груздев, заместитель председателя Правления Жунус Джакупов, члены Президиума АЮР: президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, заместитель председателя Следственного комитета РФ Александр Фёдоров, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Талия Хабриева, декан юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Голиченков, вице-президент ФПА РФ Владислав Гриб, член коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Сергей Булавин, депутат Мосгордумы, Президент Московской ТПП Владимир Платонов, заместитель Директора Департамента регуляторной политики…

Конституционный Суд Республики Ингушетия объявляет конкурс на включение в кадровый резерв для замещения должностей гражданской службы в Аппарате Конституционного Суда Республики Ингушетия

Секретариат: –     руководитель Секретариата.

К претендентам на замещение данной должности предъявляются следующие требования: высшее юридическое образование не ниже уровня специалитета и магистратуры, стаж гражданской службы не менее двух лет или стажа работы по специальности, направлению подготовки; –     главный специалист.

К претендентам на замещение данной должности предъявляются следующие требования: высшее юридическое образование по направлению подготовки: юриспруденция, без предъявления требований к стажу; Общий отдел: –     начальник отдела.

К претендентам на замещение данной должности предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование не ниже уровня специалитета и магистратуры, стаж гражданской службы не менее двух лет или стажа работы по специальности, направлению подготовки; –     главный специалист.

К претендентам на замещение данной должности предъявляются следующие требования: высшее юридическое образование по направлению подготовки: юриспруденция, без предъявления требований к стажу; –     ведущий специалист. К претендентам на замещение данной должности предъявляются следующие требования: среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности. Финансово-экономический отдел: –    начальник отдела. К претендентам на замещение данной должности…

Источник: https://ks-ri.ru/

Конституционный суд российской федерации

КС РФ

Конституционный суд Российской Федерации (краткое обозначение – КС РФ) – основной судебный орган Российской Федерации, осуществляющий контроль соблюдения Конституции страны. Его особенность – независимое и самостоятельное осуществление судебной власти через организацию конституционного производства в судебной сфере.

Конституционный суд Российской Федерации: краткая история появления

Идея создания КС РФ принадлежит Михаилу Горбачеву. Ему пришла идея сформировать особый государственный орган, задачей которого был бы реальный контроль соблюдения и выполнения всех законов страны., а также их конституционности. При этом Горбачев настаивал на создании специального Комитета конституционного надзора СССР (ныне – КС РФ).

Реализовать идею получилось лишь в начале декабря 1988 года. В первый день зимы в статье 125 Конституции Советского Союза появились первые изменения и дополнения, касающиеся нового контролирующего органа.

В документе было прописано, что в Комитете конституционного надзора будет работать целая группа политологов и юристов в количестве 23 человек. Кроме этого, в составе ККН СССР входили представители каждой союзной республики.

Все 23 члена Комитета избирались Съездом народных депутатов Советского союза.

В конце 1989 года прошел 2-ой Съезд народных депутатов. Именно на нем был принят соответствующий закон, согласного которого создавался Конституционный надзор СССР. Сразу же были выбраны председатель и его заместитель. Ими стали Алексеев Сергей и Лазарев Борис соответственно. Другие члены ККН должны были быть избраны Верховным Советом.

В задачи ККН СССР входила проверка на конституционность всех актов Генпрокурора Советского Союза, законопроектов и законов. Кроме этого, Комитет имел возможность проверить акты Главного государственного арбитра и прочие нормативные акты, принимаемые в стране.

В конце 1991 года ККН СССР перестал существовать в качестве образования. При этом завершение деятельности было оформлено по собственной инициативе участников.

За период работы с весны 1990 года по конец 1991 года Комитет по конституционному надзору принял более двух десятков решений, среди которых наиболее популярное – о порядке применения неопубликованных актов и порядка прописки.

15 декабря 1990 года появились первые упоминания о структуре с новым названием – Конституционный Суд.

В это же время был внесена поправка об особенностях формирования КС РФ, которая сразу была одобрена на втором съезде депутатов РСФСР.

Собственно, с этого дня члены конституционного суда избирались непосредственно представителями съезда РФ, а деятельность структуры прописывалась в отдельном законопроекте.

12 июля 1991 года удалось утвердить новый закон о КС РФ на пятом съезде народных депутатов, и уже в конце октября этого же года было проведено первое совещание членов вновь образованной структуры. А еще через несколько месяцев (14 января) – первое заседание.

Сразу же КС РФ рассмотрел конституционность указа Президента в отношении образования Министерств внутренних дел и безопасности. При этом планировалось объединить два органа в один.

В свою очередь, КС РФ признал это решение таким, которое противоречит Конституции страны.

Уже в начале1993 года КС РФ был распущен.

12 декабря 1993 году – день создания новой Конституции РФ.

Летом 1994 года принят обновленный закон о КС РФ, а в 1995 году полностью закончилась комплектация суда.

Конституционный суд Российской Федерации: нюансы структуры, решение, полномочия

В период ведения своей деятельности КС РФ целиком и полностью ориентируется на защиту основных свобод и прав гражданина РФ. При этом к полномочиям органа относится:

1. Принятие решений по вопросам, касающимся соответствия Конституции страны:

– конституций каждой отдельно взятой республики, нормативных актов, законов, органов государственной власти и так далее;

– международных договоров РФ, которые еще не успели вступить в силу;

– ФЗ и нормативных актов Президента страны. Кроме этого, поддаются проверке акты Государственной думы, СФ РФ, Правительства страны.

2. Нюансы толкования Конституции Российской Федерации.

3. Рассмотрение жалоб в отношении конституционных свобод и прав каждого отдельно взятого гражданина или группы лиц. Кроме этого, по запросам суда может проверяться соответствие Конституции того или иного закона, на который будут ссылаться участники в определенном процессе.

4. Передача законодательных инициатив в сфере своих полномочий и ведения.

5. Предоставление заключений о выполнении порядка выдвижения Президенту страны обвинений в госизмене или совершении тяжелого преступления.

6. Осуществление других задач, которые возложены на него Конституцией РФ.

Особенности структуры и работы КС РФ заключается в следующем:

1. В сфере компетенции Конституционного суда находятся исключительно вопросы правовой деятельности.

2. В составе Конституционного суда работает 19 судей. Каждого из них назначает на должность СФ РФ. Право предоставления кандидатуры находится в руках Президента.

3. Как и судьи КС РФ назначение Председателя осуществляет Совет Федерации (также, как и в прошлом случае, по предоставлению главы государства). Срок, на который избирается должностное лицо – шесть лет. В качестве кандидатуры выбирается один из представителей Конституционного Суда.

4. Разрешение всех дел КС РФ производится в пределах пленарных заседаний или собраний палат структуры.

5. В составе Конституционного суда есть две палаты, в каждой их которых десять и девять судей. Формирование каждой из палат производится посредством обычной жеребьевки. При этом порядок проведения последней и особенности выбора судей прописаны в регламенте Конституционного суда.

6. Участие в пленарных заседаниях должны принимать все члены КС РФ. В случае проведения заседания одной палаты обязательные участники – судьи, которые входят в ее состав.

7. Председатель КС и его “зам” не могут находиться одновременно в одной палате. При распределении они по умолчанию распределяются в различные «ветви» КС РФ.

8. Полномочия председательства на заседания КС РФ передается по очереди между всеми судьями. При этом порядок такого перехода может быть определен исключительно на заседании палаты.

Решения КС РФ:

1. Принимаются при условии проведения открытого ания. В процессе ания производится поименный опрос каждого из судей КС. В случае ания по любому вопросов судья, который является председателем, всегда отдает свой голос последним.

2. Решение КС РФ считается, как принятое, когда за него было проано большинство судей, принимавших участие в процессе. Возможна и другая процедура, если она прописана в Федеральном конституционном законе.

3. Решение о толковании КС РФ должно приниматься большей долей . В частности,  обязательное условие – не менее 2/3 судей при исполнении на момент ания.

4. У судьи КС РФ нет права каким-либо образом уклоняться или воздерживаться от ания. Он всегда должен отдавать свой голос «за» или «против».

5. В ситуации, когда мнение судей разделились поровну, решение принимается в пользу рассматриваемого Акта. Если же речь идет о компетенции, то для принятия решения необходимо исключительно большинство .

Основные требования к решению КС РФ:

1. Они должны основываться на данных, обработанных и проверенных КС Российской Федерации.

2. КС может выдавать решение по конкретному делу, основываясь на буквальном смысле документа или же с учетом официального толкования.

3. Все заключения и постановления КС РФ должны быть изложены в виде специальных документов, которые указывают мотивы принятия тех или иных законов.

4. КС РФ имеет право давать постановления и заключения исключительно по предмету, который упомянут в обращении. При этом решение должно приниматься с учетом компетенции органа, то есть в отношении акта, касающегося конституционной части. При этом итоговый результат никогда не связывается с доводами и основаниями, которые были изложены в обращении.

В решении КС РФ содержится:

1. Наименование решения. Указывается дата и место, где оно было принято.2. Состав КС РФ, который участвовал в принятии решения.3. Данные о сторонах спора.4. Рассматриваемый вопрос, поводы к его изучению.5. Нормы Конституции России, по которым КС РФ может рассматривать вопрос и принимать по нему решение.6. Требование, которое имело место в обращении.

7. Обстоятельства, установленные судом.

8. Позиции конституционного закона, а также Конституции РФ, на которые опирался КС РФ.9. Пояснения к принятому решению. Если это необходимо, то могут приводиться пояснения, опровергающие позицию сторон.

10. Решение.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/11066-konstitucionnyy-sud-rossiyskoy-federacii

Решение Конституционного Суда РФ: их виды, содержание и форма, порядок принятия, юридическое значение

КС РФ

  1. итоговые решения;
  2. иные решения.

Итоговые – те, в которых Суд формулирует свои выводы по результатам (по итогам) разбирательства конкретного дела. В них Суд подводит итог такого разбирательства и определяет юридические последствия.

Иные решения – те, в которых обычно констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия, имеющие отношение не рассматриваемого дела, а, как правило, к организации работы Суда в целом или проведению его заседаний, к обоснованию отказа в принятии конкретных обращений в Суд или к истолкованию принятых постановлений.

Формы решений Конституционного суда:

  1. постановление Конституционного Суда РФ (итоговое решение);
  2. заключение Конституционного Суда РФ (итоговое решение);
  3. определение Конституционного Суда РФ (иное решение).

Постановление Конституционного Суда РФ – итоговое решение по результатам разбирательства дел о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, названных в ст.

125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с необходимостью толкования конституционных положений.

Заключение Конституционного Суда РФ – итоговое решение по результатам проверки соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении.

Определения Конституционного Суда РФ – иные решения, выносятся в большинстве случаев по вопросам, связанным с организацией работы в Конституционном Суде РФ или обеспечением успешного проведения его заседаний (пленарных или в составе палат).

К числу таких вопросов можно отнести, например, вопросы об избрании Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря, об утверждении в должности руководителей подразделений Секретариата, об одобрении Регламента, о формировании палат, о принятии или об отказе в принятии к своему производству конкретных дел, о назначении судей-докладчиков, о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок. Они во многих случаях не оформляются в виде отдельных документов. Их излагают в протоколах пленарных заседаний или заседаний палат. Лишь по некоторым вопросам, разрешаемым определениями, требуется, чтобы определение было оформлено в виде отдельного письменного документа. Это требуется, к примеру, когда Суд дает толкование своего ранее постановленного решения, в случаях отказа в принятии к рассмотрению заявления гражданина или обращения, скажем, какого-то суда (общей юрисдикции или арбитражного), при приостановлении действия оспариваемого акта или процесса вступления в силу оспариваемого международного договора.

Порядок принятия решений Конституционного Суда РФ

Для принятия постановлений и заключений установлены свои правила. Приниматься такие итоговые решения должны в закрытых совещаниях (пленарных или в составе палат), на которых вправе присутствовать только принимавшие участие в разбирательстве данного дела судьи.

На совещания могут быть допущены лишь работники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.

Каждому судье при обсуждении того решения, которое должно быть принято, предоставляется возможность выступать неограниченное количество раз и без лимитирования продолжительности выступлений.

Голосование проводится открыто путем поименного опроса судей, который производится в алфавитном порядке фамилий судей, начиная с судьи, определяемого при каждом опросе по жребию. Во всех случаях председательствующий голосует последним. Для принятия решения требуется большинство участвовавших в ании судей. Судья не вправе воздерживаться при ании.

Если он не согласен с принятым решением, то может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением.

В случае, когда судья в целом поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с какими-то доводами в мотивировочной части, ему тоже предоставлено право изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть опубликовано вместе с текстом решения.

Решение (постановление или заключение) подписывается всеми участвовавшими в ании судьями, в том числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется. Протокол подписывается тоже всеми судьями, участвовавшими в совещании. Оглашению он не подлежит.

Закон о Конституционном Суде установил жесткие требования к форме и содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов.

В таком документе обязательно должны быть отражены сведения не только, например, о месте и дате принятия решения, лице или органе, проявившем инициативу и поставившем соответствующий вопрос, нормативном акте, конституционность которого подвергнута сомнению, аргументах, выдвинутых в качестве обоснования такого сомнения, но и доводы в пользу принятого решения, а при необходимости — и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался суд. Другими словами, итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем, чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли бы повлечь какие-то ошибки при исполнении.

Юридическое значение решений Конституционного Суда РФ

Решение Конституционного Суда РФ вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.

Данное обстоятельство может сказать многое о юридической силе решений Конституционного Суда РФ. О ней же может многое сказать и предписание ст.

6 Закона о Конституционном Суде, где сказано, что решения этого Суда “обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений”.

Это общее положение о юридической силе решений Конституционного Суда РФ уточняется и дополняется рядом других. Установлено, в частности (см. ч. 6 ст. 125 Конституции РФ), что акты либо их отдельные части, признанные противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу и не могут применяться.

Если какой-то суд либо иной орган все же вынесет решение, ссылаясь на правовой акт, признанный неконституционным, то это решение исполнению не подлежит и должно быть пересмотрено в установленном законом порядке. Подчеркивая юридическую силу решений, принимаемых Конституционным Судом РФ, ч. 2 ст.

79 Закона предусматривает: “Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта”.

В соответствии со ст.

80 Закона о Конституционном Суде РФ принятие Судом постановления, признающего какой-то закон или иной нормативный акт полностью или частично противоречащим Конституции РФ, должно влечь за собой осуществление конкретных мер по приведению такого акта и связанных с ним других актов в соответствие с конституционными предписаниями. В частности, в п. 1 этой статьи говорится: “Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке”. Другими словами, решение Конституционного Суда РФ о признании конкретного закона полностью или частично противоречащим Конституции РФ обязывает органы, участвующие в правотворчестве, в том числе Правительство РФ и Федеральное Собрание РФ, приступить к активным действиям по устранению образовавшегося пробела в законодательстве.

Высокие требования предъявляются и к итоговому решению, называемому заключением.

Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный Суд РФ поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении.

Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение Верховного Суда РФ.

Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, то дается отрицательное заключение. Оно, так же, как и постановления по указанным выше вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение обвинительного процесса.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/reshenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ich-vidi-soderzhanie-i-forma-poryadok-prinyatiya-iuridicheskoe-znachenie

Закон «О конституционном суде РФ»

КС РФ

Конституционный суд — судебный орган конституционного контроля, который руководит судебными делами, опираясь на положения Конституции РФ.

Судопроизводство регулируется Федеральным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», который определяет:

  • полномочия;
  • порядок;
  • деятельность Конституционного суда.

В состав Конституционного суда входят 19 судей. Они назначаются Советом Федерации и одобряются Президентом Российской Федерации.

Описание закона

Федеральный закон о конституционном суде был принят Государственной Думой Российской Федерации 24 июня 1994 года, а одобрен Советом Федерации 12 июля 1994 года. Последние изменения были внесены 28 декабря 2016 года.

Конституционный Суд РФ независим от любых других государственных органов в следующих отношениях:

  • Материально-технических;
  • Финансовых;
  • Организационных.

Конституционный суд финансируется за счет федерального бюджета. Государственный фонд ежегодно выделяет денежные средства, необходимые для обеспечения их деятельности. Он вправе самостоятельно распоряжаться выделенными финансами. Итоговая сумма не может быть меньше по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Так же существует закон о мировых судьях. Кто к ним относится и что в их компетенции, читайте в статье: 

Изменения в законе о КС РФ

28 декабря 2016 года в ФКЗ были внесены последние изменения. В частности, были внесены поправки в следующие статьи: 75, 79, 80, 87, 100, 103, 104.

Статья 75

Пункт 10.1 ст 75 настоящего закона был изменен. В нем изменилась формулировка решения КС. Если заявитель просит пересмотреть дело и у него есть все основания для этого, уполномоченное лицо возобновляет судопроизводство.

Статья 79

Ч 4 ст 79 настоящего закона была изменена.

Основная суть статьи заключается в том, что каждый ранее принятый нормативный акт должен быть проверен на соответствие всех норм, которые выдвигаются Конституционным судом.

В случае несоответствия нормативного акта, суд должен восполнить этот пробел и создать новый документ. Новый нормативный акт должен содержать закон об отмене предыдущего документа.

Статья 80

Ст 80 настоящего закона была полностью изменена. Она обязывает государственных органов и должностных лиц привести нормативные акты в тот вид, который соответствует нормам Конституции РФ.

Иногда нормативный акт не соответствует ранее принятому постановлению КС РФ. В этом случае ошибка в правовом регулировании устраняется путем отмены действия документа или изменения его предназначения.

Правительство РФ в течение полугода после публикации постановления КС РФ вносит в Государственную Думу проектный документ нового федерального Конституционного закона.

Статья 87

Ст 87 настоящего закона гласит о том, что в течение полугода после публикации решения КС РФ нормативный акт должен быть изменен или признан недействительным. Если в течение этого периода документ продолжает действовать, то должностное лицо или государственный орган протестует или обращается в суд с требованием о признании подобного нормативного акта недействительным.

Статья 100

ст 100 настоящего закона было полностью изменено. В случае нарушения свобод граждан и конституционных прав суд основывается на решениях, список которых перечислен в статье 87 настоящего Федерального конституционного закона.

Ознакомьтесь  ФЗ о библиотечном деле: последняя редакция

Суд может принять решение, опираясь на пункт 1.1 или часть 2 статьи 87. В таком случае дело будет пересмотрено компетентным органом в стандартном порядке.

Граждане или группа лиц могут обратиться в КС на основании статьи 96 настоящего Федерального конституционного закона.

После рассмотрения дела им возмещаются следующие виды расходов за счет средств федерального бюджета:

  • Государственная пошлина;
  • Оплата услуг представителей в суде;
  • Оплата за проживание и проезд представителей и заявителей, список которых представлен в явке на судебное заседание;
  • Почта;
  • Денежная компенсация за утраченное время.

Статья 103

Ст 103 настоящего закона была полностью изменена. Производство по делу приостанавливается до принятия постановления КС РФ.

Статья 104

Ст 104 настоящего закона описывает варианты итоговых решений и пределы проверки. Также изучаются варианты итоговых решений при рассмотрении судебного дела.

Скачать закон о Конституционном Суде РФ

Федеральный конституционный закон описывает срок действия полномочий судьи. В частности, в статье 12 описано, что его полномочия не ограничиваются конкретным сроком. Судья вступает в должность сразу после принятия присяги. По достижению 70-летия, его полномочия прекращаются. Но все дела с его участием он обязан довести до конца.

Судебный состав судей должен составлять не менее 2/3 от общего числа судей. Если в случае увольнения или выбытия число судей будет недостаточным, уполномоченное лицо продолжит выполнять свои текущие обязанности до назначения на должность нового судьи.

Конституционный суд обязан проводить судебное заседание непрерывно. Исключением являются ситуации, в которых участникам необходимо время для подготовки к дальнейшему процессу разбирательства. Для устранения обстоятельств, препятствующих обычному ходу заседания, судье также потребуется определенное время.

Судебное заседание проводится на государственном (русском) языке. Если в качестве представителя или заявителя выступает иностранный гражданин с незнанием русского языка, ему разрешается пользоваться услугами переводчика.

Судебное заседание Конституционного Суда Российской Федерации ведется в устной форме. Уполномоченное лицо в ходе рассматриваемого дела заслушивает объяснения двух сторон, свидетелей и анализирует показания экспертов.

Конституционный Суд РФ начинает заседание после того, как председатель сообщает, какое дело подлежит к рассмотрению. Также он проверяет явку участников процесса и полномочия представителей сторон.

В случае неявки одного из участников, он ставит вопрос о возможности проведения судебного заседания.

В его обязанности также входит разъяснение участникам процесса их прав и обязанностей, а также ответственность в случае дачи ложных показаний.

Желаете проанализировать последнюю редакцию Федерального конституционного закона с внесенными изменениями и дополнениями? Скачайте его по ссылке.

Так же предлагаем изучить основные положения 75 ФЗ о Негосударственных Пенсионных Фондах.

https://www.youtube.com/watch?v=pvZVMT0RuGI

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/zakon-o-konstitucionnom-sude-rf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.