+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

О признании права государственной (не разграниченной) собственности на земельный участок

Содержание

Оборот земель неразграниченной государственной собственности

О признании права государственной (не разграниченной) собственности на земельный участок

Большинство земель в России находится в государственном владении. Государственные земельные наделы могут находиться под юрисдикцией органов власти разного уровня, в зависимости от порядка разграничения таких наделов, а могут быть неразграниченными.

Для неразграниченных земель действует особый порядок оборота и предоставления в пользование гражданам и юридическим лицам.

Понятие и виды государственной собственности на землю

К землям, находящимся в государственной собственности, относятся такие наделы, которые не принадлежат гражданам, частным организациям или муниципальным образованиям, согласно пункту 1 ст. 16 ЗК РФ.

Все участки, находящиеся в частных руках, имеют определённые границы и зарегистрированного владельца в ЕГРП, а государственные земли могут, как иметь собственника в лице органа исполнительной власти, так и быть неразграниченными. Пункт 2 ст. 16 ЗК РФ определяет следующие виды государственной собственности:

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Федеральные земельные участки;
  • Земли, находящиеся в собственности региональных властей;
  • Земли муниципалитетов;
  • Неразграниченные земельные наделы.

Законодательное регулирование

Разграничение земель началось в 2001 году с принятием закона «О разграничении земель…», но переход участков в собственность местных властей происходил очень медленно, и в 2006 году данный закон утратил силу, и порядок разграничения государственных земельных владений стал определяться следующими законами:

  • Земельным кодексом (ЗК РФ);
  • Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Гражданским кодексом РФ;
  • Иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.

Земельный кодекс определяет понятия государственной, региональной и муниципальной собственности, а закон № 137 определяет разграничение отдельных видов участков.

Гражданское законодательство регулирует понятия собственности и использования недвижимости без права владения (аренда, сервитут и т.д.), такими способами могут использоваться неразграниченные земли.

Согласно п. 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся:

  • Земли правительственных зданий и учреждений;
  • Участки казённых и унитарных предприятий;
  • Участки Академии наук и связанных с ней организаций;
  • Земли госкомпании Росавтодороги.

Участки городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) регулируются федеральным законодательством как земли отдельных субъектов РФ.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Какие земли могут быть в неразграниченной государственной собственности?

Таким образом, в неразграниченной собственности относятся следующие участки:

  • Сельскохозяйственные участки;
  • Земли, изъятые из оборота или ограниченные в нём;
  • Неразграниченные земли внутри поселений;
  • Незанятые строениями участки, предназначенные для промышленности.

К последней категории обычно относят бывшие сельскохозяйственные земли, которые в силу различных факторов (воздействие техногенной среды, природные катаклизмы и т.д.) стали непригодны для использования в сельском хозяйстве и переведены в категорию промышленных земель.

Самый большой процент неразграниченных земельных наделов – это сельскохозяйственные территории, находящиеся в значительном отдалении от поселений и имеющие вид разрешённого пользования, исключающий возможность возведения долговременных построек, например, участки для полевого подсобного хозяйства или огородничества.

Предназначение и использование неразграниченных земель

Отсутствие зарегистрированного в Росреестре права владения неразграниченными землями за конкретны органом власти не является препятствием для использования таких земель (п. 1. ст. 3.3 ФЗ № 137). Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами:

  • Путём предоставления в пользование муниципалитетам или субъектам федерации;
  • Предоставлением частным лицам и компаниям в аренду или безвозмездное пользование;
  • Путём разграничения для дальнейшего использования.

Использование земель из числа неразграниченной собственности происходит в порядке их предоставления заявителям уполномоченными органами власти. Такими органами могут выступать, согласно п. 2 ст. 3.3 закона № 137:

  • Городские власти;
  • Органы самоуправления поселений;
  • Власти муниципальных округов.

При предоставлении неразграниченных земель в аренду, доходы от такой аренды будут направляться в бюджет местных (городских или муниципальных) властей, обладающих полномочиями на заключение арендных соглашений (п. 15 ст. 3.4 ФЗ № 137).

Институт развития жилищной сферы вправе контролировать использование муниципальными и городскими властями неразграниченных земель и подавать таким властям заявления о переводе управления неразграниченными землями на федеральный уровень, если федеральное управление будет целесообразным с точки зрения единого института развития.

Предоставление неразграниченных территорий городов федерального значения, а также федеральных и межрегиональных трасс находится в ведении федерального правительства.

Необходимость и порядок разграничения земель

Разграничение земельных участков, находящихся во владении государственных властей, осуществляется в целях:

  • Предоставления участков разграниченных земель в собственность частным лицам;
  • Развития территории и привлечение инвестиций;
  • Реализации местных и региональных социальных программ, связанных с предоставлением земельных участков нуждающимся;
  • Снятия участков с государственного баланса и перевод их на баланс регионов;
  • Реализации программ регионального развития;
  • Возможности собственникам строений полноправно распоряжаться участками под ними.

Последняя цель реализует исключительное право на земельный надел, возникающее у собственника недвижимости на таком наделе.

Если на неразграниченных землях в рамках их законного использования были возведены строения, правом собственности на которые обладают местные органы исполнительной власти или частные лица, то такие лица могут оформить земли в собственность, но прежде этого данные земли подлежат разграничению.

Процедура разграничения имеет следующий порядок:

  1. Глава муниципального или регионального органа власти подаёт заявление в федеральное Министерство земельных отношений с заявлением о разграничении земли, приложив документы;
  2. Уполномоченный на решение вопросов распределения земель комитет министерства рассматривает заявление в течение 30 дней;
  3. Выносится решение о разграничении земли в собственность органа власти, представляемого заявителем, или об отказе в разграничении;
  4. При положительном решении заявитель осуществляет кадастровые работы по согласованию с федеральным комитетом;
  5. После получения кадастровых документов регистрируется право муниципальной собственности.

Вместо главы муниципального района заявление может подать его заместитель или уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов.

В тексте заявления следует указать:

  • ФИО и должность заявителя;
  • Полное наименование органа исполнительной власти, который представляет заявитель;
  • Основания для разграничения земель в пользу данного органа власти;
  • Кадастровый номер земельного надела;
  • Реквизиты проекта межевания запрашиваемых земель;
  • Цели и план использования участка.

К заявлению нужно приложит следующие документы, в зависимости от целей разграничения:

  • Проект межевания территории (если земля разграничивается в целях строительства);
  • Комплексный проект развития территории;
  • План предоставления участков гражданам;
  • План застройки территории;
  • Свидетельство о праве муниципальной или региональной собственности на строения, расположенные на запрашиваемых землях.

При получении положительного решения заявителю выдаётся скорректированная федеральным комитетом схема, содержащая информацию о площади и расположении неразграниченного участка земли.

На основании такой схемы заявитель должен заказать в геодезической фирме, имеющей соответствующую лицензию, кадастровые работы, направленные на определение точных границ предоставленной земли, после чего нужно утвердить полученный межевой план в федеральном комитете. Регистрация муниципального права собственности происходит путём обращения представителя местных властей в отделение Росимущества.

Итак, под неразграниченной государственной земельной собственностью понимаются участки, управление которыми не отнесено к федеральным, региональным или муниципальным властям.

Неразграниченные земли могут использоваться как после их разграничения, в результате которого они перейдут к конкретному органу власти, так и без разграничения, тогда земли могут предоставляться в пользование (но не собственность) частных лиц по их заявлению местным властям.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/nerazgranichennaja-gosudarstvennaja.html

Государственная собственность на землю в 2019 году: не разграниченная собственность, порядок и проблемы разграничения | Земельный эксперт

О признании права государственной (не разграниченной) собственности на земельный участок

Земли считаются государственной собственностью, если они не принадлежат физическим, юридическим лицам или муниципальным организациям. В качестве субъектов таких земель выступают федеральные, региональные и местные органы власти.

Основания возникновения госсобственности на землю являются следующими:

  1. ФЗ, действующие на общероссийском уровне.
  2. Разграничение земель, которые становятся собственностью государства.
  3. Приобретение земли государством согласно принятым законам.

Государственной собственностью являются земли:

  • лесные ресурсы;
  • обороны и безопасности;
  • территории, подлежащие особой охране;
  • водный фонд;
  • территории сельскохозяйственного использования;
  • населенные пункты;
  • территории, имеющие культурную, историческую ценность;
  • зоны рекреации;
  • земли промышленности, связи, транспорта и др.

Виды государственной собственности

Существуют следующие виды государственной собственности на землю:

  • федеральная;
  • региональная;
  • муниципальная.

Федеральная собственность включает наделы, принадлежащие Российской Федерации.

На региональном уровне земля может принадлежать областям, городам федерального значения, республикам и другим субъектам России. Муниципальная собственность принадлежит местным администрациям.

Земли не могут иметь нескольких собственников. Поэтому земля может находиться в собственности только на одном из трех уровней.

Земли переходят в собственность субъектов РФ или муниципалитета на следующих основаниях:

  1. Вступление в силу законодательных актов.
  2. Разграничение территорий.
  3. Приобретение земли согласно действующему порядку.
  4. Предоставление территорий федеральными властями на безвозмездной основе.

В городах федерального значения после прекращения прав собственности на землю участок переходит во владение муниципалитету.

Разграничение госсобственности на землю

Разграничение госсобственности в случае земельных участков производится на базе Конституции РФ и отраслевыми законодательствами. Право на землю также регулируется президентскими указами, постановлениями правительства и другими правовыми актами со стороны исполнительных органов власти.

Разграничением занимается Российская Федерация и ее субъекты. Принудительное отчуждение земель производится только при определенных условиях. Сюда относится равноценное возмещение за земли, подлежащие отчуждению.

Порядок разграничения включает обширный комплекс работ по землеустройству. Обязательным условием разграничения является регистрация участков. Неразграниченная земля не внесена в реестр и не имеет кадастрового номера.

Установления государственной собственности влечет ряд юридических последствий. Сюда относится возможность управления и распоряжения наделами, определения суммы арендной платы и порядка ее внесения.

Уполномоченные органы власти готовят перечни, согласно которым регистрируются государственные земли. Данные списки утверждаются на правительственном уровне.

Все земельные наделы распределяются по категориям. Дополнительно устанавливаются критерии, по которым земля относится к определенному виду собственности.

Ранее вопрос разграничения регулировал закон №101 от 17.07.2001. В 2006 году его действие прекратилось после вступления в силу закона № 53-ФЗ. Этот правовой акт внес изменение в Земельный кодекс и систему государственной регистрации недвижимости.

Целью закона № 101 было проведение разграничения со стороны муниципалитетов. Законодательный акт не устанавливал временные рамки для проведения этой процедуры.

Сегодня допускается создание участков из земель, которые еще не прошли разграничение и не зарегистрированы в реестре. За распоряжение неразграниченных территорий отвечают местных органы самоуправления.

Заключение

  1. Земли находятся в государственной собственности на основании федеральных законов, разграничения или приобретения территорий.
  2. В собственности государства находятся лесные, водные ресурсы, особо охраняемые и другие территории.
  3. Проблему разграничения земли решает Конституция России и федеральные законы.

  4. Земля не может иметь нескольких собственников.
  5. Участки переходят в собственность местных органов власти на основе законодательства, разграничения или передачи земли со стороны государства.
  6. Результатов разграничения является регистрация земельных участков.
  7. Земля распределяется по определенным категориям.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по государственной собственности на землю

Вопрос: Где содержится информация о разграниченных земельных участках?

Ответ: Государственная регистрация проводится касательно земельных участков, которые относятся к недвижимости. Для проведения процедуры необходимо, чтобы объект имел границы, адрес и другие характеристики.

В РФ действует ГКН, который является госкадастром недвижимости. В нем содержатся технические данные, на основе которых определяется расположение участка и методы его использования. Определенная информация в госкадастре является временной. Если в течение двух лет сведения не появились в ЕГРП, то данные из госкадастра удаляются.

ЕГРП представляет собой реестр прав собственности и включает сведения об аренде, ипотеке, обременении недвижимости.

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/sobstvennost-na-zemlyu/gosudarstvennaya-sobstvennost-na-zemlyu/

Признание права собственности на земельный участок: в порядке наследования, в порядке приватизации, через суд

О признании права государственной (не разграниченной) собственности на земельный участок

Порядок признания права собственности на земельный участок может существенно различаться, в зависимости от конкретных жизненных ситуаций. Если для совершения гражданской сделки приобретения земли нужно составить договор и представить его на регистрацию, то для наследования или судебной процедуры гражданам предстоит соблюсти множество иных формальностей.

Что это такое

Право собственности на землю может возникать по различным основаниям, указанным в ЗК РФ и ГК РФ.

Поскольку земельные наделы входят в состав объектов недвижимости, для надлежащего подтверждения прав потребуется пройти регистрационную процедуру в службе Росреестра.

Порядок признания права собственности, а также его закрепление в госреестре ЕГРН, регламентирован в Федеральном законе № 218-ФЗ.

Согласно статье 14 Закона № 218-ФЗ, в состав оснований для регистрационных действий, помимо гражданских сделок, входят:

  • свидетельство о праве на наследство, которое выдается в нотариальной конторе;
  • документы по приватизационной сделке при оформлении земли в собственность граждан из муниципального фонда;
  • судебное решение, которым признано право собственности на земельный объект.

Для получения указанных документов и официального закрепления прав на землю, гражданам предстоит соблюсти все специальные требования законодательных актов, предусмотренные для процедур наследования, приватизации или судебного подтверждения.

Рассмотрим специальные нюансы для признания прав на земельные объекты, которые нужно учесть при наследовании участков, приобретении их в порядке приватизации в местный органах власти, а также по итогам судебных споров.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!

или по телефону:

  • Москва и область: +7-499-938-54-25
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54
  • Федеральный: +7-800-350-84-02

Как признать право при наследовании

Наследственная процедура позволяет переоформить права на имущественные активы, принадлежавшие умершему гражданину. При этом порядок признания прав будет существенно различаться при наличии завещательного бланка или при наследовании по закону. Земля может выступать предметом наследования при следующих условиях:

  • если участок был надлежащим образом оформлен в собственность умершего гражданина, а на землю есть все правоустанавливающие документы (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
  • если надел принадлежал человеку не на праве собственности, а на ином бессрочном праве владения (например, бессрочное право пользования, которое при определенных условиях могло быть переоформлено на собственность);
  • если объект принадлежал покойному на праве пожизненно наследуемого владения (такая форма владения активно применялась до введения в действие ЗК РФ, в настоящее время участки на таком праве не выделяются).

Обратите внимание! По наследству не могут передаваться участки, на которые умерший гражданин имел временные права. Например, арендованный участок не может быть передан наследникам, однако члены семьи могут продолжать пользоваться землей до окончания срока аренды, после чего обратиться за его переоформлением в обычном порядке.

Если на земельный объект был официально зафиксировано право собственности, по итогам наследственного производства в нотариальной конторе наследники приобретают аналогичное право.

При этом, при наличии нескольких наследников, может быть изменена форма права на долевую.

Фактический раздел единого надела может происходить уже после получения свидетельства о праве на наследство и регистрации прав собственности на доли.

Оформление прав на землю будет происходить путем подачи заявления в нотариальную контору и подтверждения родственных отношений (в рамках завещательного распоряжения наличие родственных отношений не влияет на приобретения прав). По истечении шести месяцев, каждый заявитель-наследник получит часть имущественных активов или имущественных прав, в том числе на земельные участки.

Скачать заявление о вступлении в наследство на земельный участок (образец)

Если земля не принадлежала умершему гражданину на праве собственности, наследники приобретут только право владения участком. Дальнейшее оформление собственности будет происходить путем обращения в местные органы власти на основании полученного свидетельства о наследстве.

Для проведения регистрационных действий в службе Росреестра, каждый наследник должен представить свидетельство, выданное в нотариальной конторе.

Если участок получили несколько наследников, до обращения на регистрацию им нужно обратиться за изготовлением межевого плана, на котором будет отражены доли каждого совладельца.

По итогам регистрационной процедуры наследники получат выписку из госреестра ЕГРН с подтверждением права собственности.

Приобретение права в порядке приватизации

Приватизационные сделки с землей заключаются в целях переоформления прав на муниципальные участки в собственность гражданам.

ЗК РФ предусматривает различные варианты приобретения муниципальных земель, в том числе на платной или безвозмездной основе.

Для признания права собственности в порядке приватизации гражданам нужно подтвердить законность своих требований путем обращения в местный орган власти.

Возможность бесплатного получения земли в собственность в рамках приватизационной процедуры доступна только для отдельных категорий граждан. Их перечень определен статьями 39.1 и 39.5 ЗК РФ и включает в себя:

  • субъекты, которым земля была выделена на безвозмездной основе для личного подсобного хозяйства или фермерства на срок не более шести лет – право на приватизацию возникает по истечении пяти лет, если гражданин соблюдал целевое назначение при владении участком;
  • лица, получившие землю на бесплатной основе для возведения частных домов на срок не более шести лет – приватизация возможна по истечении пяти лет целевого использования надела;
  • семьи с многодетным статусом – возможность переоформления прав на землю доступна только один раз;
  • иные категории владельцев, указанные в законодательных актах.

На протяжении срока безвозмездного владения граждане должны строго соблюдать категорию земли и вид разрешенного использования. Например, на участках под ИЖС не допускается возводить промышленные объекты. Выявленные факты нарушений не позволят претендовать на бесплатную приватизацию, а предоставленный участок может быть принудительно изъят до завершения срока договора.

Заявление о признании права собственности земельного участка в порядке приватизации подается в местный орган власти или иное уполномоченные учреждение. Для подтверждения законности требований представляются следующие документы:

  • заполненный бланк заявления с просьбой бесплатно переоформить права собственности;
  • общегражданский паспорт заявителя;
  • документ, подтверждающий законность владения земельным наделом – договор о передаче в безвозмездное пользование, распорядительный акт властного органа и т.д.;
  • межевой план на участок.

Если земля была выделена для целей частного строительства, необходимо подтвердить, что владелец использовал его по назначению – представить документы о проведении работ.

Рассмотрение заявления может продолжаться не более 30 дней, после чего выносится постановление о передаче земли в собственность граждан и оформляется приватизационный договор. С этими документами и межевым планом нужно обратиться в территориальный отдел Росреестра или Многофункциональный центр для проведения регистрационных действий.

Таким образом, признание права собственности в рамках приватизационной программы сопровождается подтверждением условий владения участков, а также соблюдения вида разрешенного использования земли.

Признание права в судебном порядке

В рамках судебных процессов могут рассматриваться дела, связанные с оспариванием или признанием прав собственности на недвижимость. Далеко не всегда такие дела связаны с возникновением споров между гражданами, нередко речь идет о подтверждении права на землю по причине отсутствия надлежащих правоустанавливающих документов.

К числу наиболее распространенных случаев для обращения в суд можно выделить:

  1. отсутствие у заявителя документов, на основании которого он может надлежащим образом зарегистрировать свое право (например, если земля выделялась несколько десятилетий назад, а распорядительные документы утрачены и не могут быть восстановлены иным образом);
  2. отказ уполномоченного органа зарегистрировать право собственности на земельный надел;
  3. отказ местных властей оформить документы для приватизации земельного надела, если такое право у истца возникло по закону;
  4. невозможность оформить права на участок, если такие основания связаны с приобретательной давностью.

Нужно учитывать, что в судебном порядке происходит только признание существующего права, фактически возникшего еще до обращения в судебное учреждение. Такое право не может возникать на основании судебного акта, оно лишь находит свое подтверждение в ходе исследования доказательств.

Наиболее часто подтверждение прав происходит в рамках особого производства.

В этом случае изначально отсутствует спор о праве между несколькими лицами, а необходимость обращения в судебные инстанции связана с отсутствием обязательных документов или их ненадлежащим оформлением.

В ходе процесса будут устанавливаться факты, имеющие юридическое значение – законность приобретения прав на участок, законность владения землей на момент обращения в суд, законность оснований для признания права собственности.

При разбирательстве дел указанной категории могут использоваться следующие доказательства:

  • архивные выписки из органов БТИ или местной администрации, свидетельствующие о длительном неоспоренном владении участком;
  • переписка с местными властями, в которых прямо или косвенно подтверждается законность требований заявителя;
  • платежные документы, подтверждающие внесение обязательных сборов за законное владение участком (например, перечисление налоговых платежей).

Также основанием для признания права в судебном порядке будет являться законность владения объектом недвижимости на земле. Нередко граждане получают дома или иные строения, земля под которыми надлежащим образом не оформлена. Наличие правоустанавливающий документов на здания и строения будет являться доказательством законности владения землей.

Отказ уполномоченных органов переоформить права на землю в порядке приватизации также может быть оспорен в судебных учреждениях.

Для этого заявитель должен подтвердить, что выделение земли происходило с соблюдением требований законодательства, а период пользования участков превышает пять лет (если иные сроки не указаны в законе).

Также неправомерным будет являться требование о внесение платы за участок, если закон определяет безвозмездность этих действий.

Обязанность по доказыванию всех фактов и обстоятельств возложена на истца.

К участию в деле могут привлекаться представители уполномоченных муниципальных и регистрационных ведомств, владельцы смежных участков (их права могут затрагиваться при подтверждении прав на землю), кадастровые инженеры.

В судебном акте, помимо признания права собственности, должны быть определены характеристики спорного участка. Это нужно для последующих регистрационных действий в службе Росреестра.

Обращение на регистрацию права собственности по судебному акту происходит по общим правилам, регламентированным в Федеральном законе № 218-ФЗ. Решение должно вступить в силу, прежде чем правообладатель представит его в регистрационную службу.

По итогам проверки документов и судебного решения сведения о праве собственности будут внесены в госреестр ЕРГН, о чем заявитель получит в службе Росреестра или Многофункциональном центре соответствующий правоустанавливающий документ – выписку.

Источник: https://law03.ru/land/article/priznanie-prava-sobstvennosti-na-zemelnyj-uchastok

Признание права собственности на земельный участок

О признании права государственной (не разграниченной) собственности на земельный участок

Признание права на участок считается одним из путей защиты гражданских прав. Оно необходимо, когда в Росреестре отсутствуют сведения о том, кто именно является собственником определенной территории. Однако при этом у надела имеется человек, который считает себя владельцем.

В статье рассмотрим, что такое признание права собственности на земельный участок, в каком порядке оно происходит и на каких основаниях.

Основные сведения

Земельный участок становится собственностью определенного человека в результате:

  • подписания договора или сделки;
  • приобретения на легальных основаниях;
  • издания соответствующих актов государством или местными органами власти;
  • юридически значимых событий, которым предусмотрено появление у лица гражданских прав на имущество;
  • признания права.

Последнее снимает все имеющиеся сомнения по поводу того, кому на самом деле принадлежит надел.

Соответственно, разрешается вопрос о признании права на участок только через суд, и никаких исключений из приведенной законодательной нормы – нет.

Если лицо имеет обоснованные причины считать себя владельцем земельного участка, и его полномочия облечены в реальные документы (для подтверждения), он может обратиться в суд.

Исковые заявления о признании права также нужны в тех случаях, когда в справках, выписках, иных документах на землю допущены ошибки.

Причины обращения в суд

Регистрация прав владения, пользования и распоряжения в судебном порядке возможна, если на то есть обоснованная причина.

Что к ним относится?

  • попытка признать завещание недействительным, либо обжаловать его положения, тогда иск подают на незаконного наследника участка;
  • при владении земли на протяжении долгого времени, в таком случае ответчиком выступает орган муниципальной власти;
  • приобретение недвижимого имущества в порядке купли-продажи до 90-го года, сопряженное с отказом Росреестра признать надел собственностью;
  • утеря полномочия наследовать территорию, ответчик по такому иску – местный муниципалитет;
  • наличие законного права собственности на надел и отказ администрации регистрировать его.

В большинстве случаев признание владения землей нужно, когда участок был выдан человеку (или его родственнику) в советское время, а сейчас требуется пройти перерегистрацию, провести межевание, поставить территорию на учет.

В таком случае обычно хватает информации о наделе из книг или постановлений муниципалитета.

Доказательства для признания права

Суд вынесет решение в пользу истца, если тот предоставит достаточное количество убедительных и весомых доказательств. Среди них могут быть:

  • выписка из ЕГРН о земельном участке;
  • акты, подтверждающие получение имущества в порядке наследования;
  • данные прохождения инвентаризации;
  • выписка из хозяйственных книг местной администрации;
  • документы организации в СНТ;
  • свидетельство о регистрации права собственности нового или старого образца;
  • записи из старых земельных книг;
  • если есть жилой дом, то пригодится разрешение на строительство;
  • документы, дающие владельцу полномочие на право бессрочного (или ограниченного) пользования.

Даже документы, справки и выписки, которые были получены еще до вступления в юридическую силу актуального Земельного Кодекса РФ, будут приняты и рассматриваются судом как доказательства в деле о признании права на территорию.

Процедура подачи иска

Обращение в суд обычно делится на несколько последовательных стадий. На первой человек собирает всю важную документацию, которая может подтвердить, что именно он законно владеет земельным участком.

После этого истец отправляет ответчику в письменном виде обоснованную претензию, одновременно уведомляя его о возможной подаче иска в судебный орган. Если срок, отмеченный в претензии истек, заинтересованное лицо передает исковое заявление в суд.

Происходит это по месту, где находится земельный участок. Если вопрос решается положительно (в пользу истца), его право регистрируется. Иными словами, он наделяется всеми полномочиями собственника и сможет полноправно владеть участком, пользоваться его благами, а также решать дальнейшую судьбу.

Для рассмотрения дела по существу и повышения шанса разрешить его в пользу истца он должен предоставить максимальное количество юридически значимых документов, доказывающих все факты, упомянутые в заявлении.

Иск подает собственник, а ответчиком считается тот, кто мешает ему реализовывать комплекс прав собственника. Причем делать это можно как активно, так и пассивно, путем бездействия.

Например, если администрация отказывается регистрировать участок, либо выдавать определенные выписки или справки. В целом, ответчиком может быть представитель Росреестра, депутат муниципалитета или физическое лицо (незаконный наследник).

Предметом по делу будет являться спорный участок. Как уже было упомянуто, иск подается в судебный орган, который находится там же, где и указанный надел.

Чаще всего заявление рассматривается мировым судьей. Однако, если стоимость иска превысит 50 тысяч, то его перенаправят в районный суд.

Что обязательно нужно указать в заявлении? Следующие реквизиты и сведения рекомендованы и не зависят от того, кто является ответчиком:

  • данные обеих сторон (адреса, имена);
  • наименование суда;
  • участок, о котором ведется спор (его адрес, кадастровый номер, квадратура);
  • доказательства наличия права на землю;
  • в результате чего права владельца были нарушены, и кто мешает их реализации;
  • обоснованность требования с указанием статей законодательства.

В большинстве случаев человеку понадобится помощь грамотного юриста, потому что без него трудно составить исковое заявление, правильно обосновать его и приложить доказательства.

Лучше всего найти проверенного специалиста, чтобы он представлял интересы истца.

Также стоит знать, какие документы рекомендуется приложить к исковому заявлению:

  1. Ксерокопию паспорта.
  2. Бумаги, на основании которых человек считает себя владельцем участка.
  3. Квитанцию, подтверждающую перечисление госпошлины.
  4. Доверенность, если человек не самостоятельно представляет свои интересы.
  5. Чеки о коммунальных платежах (желательно – за весь период владения).
  6. Копию претензии, отправленной ответчику, либо же иные документы, подтверждающие попытки разрешить спор в досудебном порядке.

Судебная практика

Отметим несколько основных моментов, связанных с судебными разбирательствами по данному вопросу.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Истец

Из актуальной судебной практики можно сделать вывод, что иск о признании права как способа восстановления и защиты полномочий владельца удовлетворяют при соблюдении одной маленькой, но важной детали.

Человек должен фактически быть хозяином недвижимого имущества, однако не иметь правоустанавливающих документов от государства, подтверждающих это.

Если истцом оказывается человек (или компания), которые не владеют имуществом фактически, по его заявлению положительного решения быть не может.

Прежде всего, потому что в результате никакие полномочия собственника не восстанавливаются. Лишь создается двусмысленная и неопределенная ситуация.

Рассмотрим пример СНТ подало иск на муниципальные власти Самары о признании права собственности на участок площадью 2 гектара в одном из районов города.

В ходе рассмотрения дела суд решил, что подобный способ защиты права не может обеспечить восстановления прав в полном объеме.

Причина тому – изъятие участка для нужд государства, на нем в тот момент уже строился мост.

Также указанная территория никогда не состояла на кадастровом учете, поскольку вообще не считалась объектом земельных отношений.

Следовательно, и прав по отношению к «несуществующему» по бумагам наделу быть не может и не возникает.

Приобретательная давность

Признание права происходит и тогда, когда полномочия возникли в результате так называемой приобретательной давности. Что обозначает этот термин?

В соответствии с положениями ст.234 Гражданского Кодекса РФ, если человек или компания владеют недвижимостью в течение 15 лет, но не являются ее собственниками, то они приобретают легальное право собственности на указанное недвижимое имущество.

Впрочем, не все суды согласны с тем, что данная гражданская норма применяется по отношению к земельным участкам. Почему так? В силу другой статьи этого же Кодекса.

Статья 214 устанавливает режим определения владельца земли следующим образом: если территория не является частной, то она государственная. Третьего не дано.

Поэтому разрешение таких споров не всегда однозначно. По мнению одних юристов право собственности на основе давности владения не может признаваться, если предметом иска является участок земли.

Другие специалисты допускают это, но с важной оговоркой: когда надел все же ранее предоставили гражданину в частное владение. Он же по каким-то причинам не стал проводить его государственную регистрацию, но пользовался благами.

Суды же придерживаются следующей позиции: если земля относится к государственной или муниципальной, то признания права собственности не состоится.

А в резолютивной части решения будет сказано, что приобретается такая территория совсем в другом порядке (а не путем восстановления или защиты полномочий).

Государственная регистрация

Суд вынес решение в пользу истца, что делать после этого?

Обычно необходимо будет закрепить успех в Росреестре. Новоиспеченный собственник обращается в территориальное отделение указанного органа с заявлением.

К запросу прикладывается копия решения суда, чек о внесении пошлины, паспорт гражданина и правоустанавливающие документы.

Далее сотрудники Росреестра проверяют все предоставленные бумаги, и, если с ними все нормально, вносят соответствующие изменения в сам реестр недвижимости. Затем они выдают заявителю выписку о праве собственности на участок.

Важно понимать, что после вынесения решения никакие администрации и иные властные органы не вправе чинить препятствия истцу в реализации его права как собственника, а также в оформлении участка.

Если же какая-то из сторон не согласна с результатом, она может потребовать направить дело на пересмотр в порядке кассации. Хотя согласно имеющейся практике такое происходит крайне редко.

Подведем итоги

Таким образом, признание права осуществляется исключительно в судебном порядке. Оно необходимо, когда человек в течение долгого времени пользуется благами земельного участка и владеет им, но не имеет документального подтверждения права собственности.

Следовательно, он не сможет и распоряжаться судьбой территории: продать, обменять, передать по наследству.

Для разрешения спора придется подать иск, приложить все доказательства и ждать судебного разбирательства.

Земельные споры достаточно сложны, поэтому лучше обратиться к квалифицированному юристу за помощью.

Источник: https://pravbaza.ru/zemelnoe-pravo/priznanie-prava-sobstvennosti-na-zemelnyj-uchastok

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.