+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Оценка качества медицинской помощи

Содержание

Качество медицинской помощи – это… Критерии качества медицинских услуг

Оценка качества медицинской помощи

Качество медицинской помощи должно опираться на предоставление медиками высокотехнологичной помощи, проведение профилактических мер, точной диагностики, добросовестного лечения с использованием современных технологий и продуктивную комфортную реабилитацию.

Общие компоненты и характеристики КМП

В литературе можно найти не одно определение этого понятия.

Во многих странах придерживаются определения ВОЗ, которое гласит, что качество медицинской помощи – это оптимальная для здоровья пациента медицинская помощь в соответствии с имеющимся уровнем медицинской науки, диагнозом больного, его возрастом, реакцией на лечение. Важно, чтобы при этом были использованы минимальные средства, минимизирован риск травмирования и осложнений, пациент должен быть удовлетворен результатом оказания помощи.

Определение Центрального НИИ здравоохранения МЗ РФ является более простым и понятным. Оно гласит, что качество медицинской помощи – это общая совокупность всех характеристик, которые подтверждают соответствие действий оказания медицинской помощи необходимым потребностям населения, современным технологиям, медицинской науке, ожиданиям пациента.

Стандарт медпомощи — это документ, в котором содержится определенный перечень необходимых к выполнению манипуляций при проведении лечения определенного заболевания или состояния.

Характеристики медицинской помощи

К характеристикам КМП относят:

  • Профессиональную компетенцию.
  • Результативность.
  • Доступность.
  • Межличностные взаимоотношения пациента и врача.
  • Непрерывность.
  • Эффективность.
  • Удобство.
  • Безопасность.
  • Удовлетворенность.

Под профессиональной компетенцией понимают наличие навыков и знаний медработников, а также вспомогательного состава, умение использовать их в работе, соответствуя стандартам, клиническому руководству, протоколам.

Плохая профессиональная компетенция выражается не только в малых отклонениях от стандартов, но и в грубейших ошибках, которые способны снизить результативность лечения, что может поставить под угрозу здоровье и даже жизнь человека.

Под доступностью медицинской помощи понимают то, что она не должна никак зависеть от таких критериев, как социальный статус, культура, организация.

Качество оказания медицинской помощи будет зависеть от результативности и эффективности применяемых технологий в области медицины. Чтобы оценить результативность, нужно ответить на 2 вопроса:
  1. Приведет ли назначенное врачом лечение к желаемому результату?
  2. Будет ли результат наилучшим в конкретных условиях, если применить назначенную врачом терапию?

Под межличностными взаимоотношениями понимают взаимоотношения между медработником и пациентом, медперсоналом и руководством, в целом системы здравоохранения и народом.

Эффективность определяют как соотношение затраченных ресурсов к полученному результату. Она является всегда понятием относительным, поэтому ее применяют для сравнения альтернативных решений.

Под непрерывностью понимают то, что пациент может получить всю необходимую медпомощь без задержек, перерывов, необоснованных повторов.

Контроль качества медицинской помощи обеспечивает такая характеристика, как безопасность. Под ней понимают сведение всех возможных рисков от побочного эффекта к минимуму при лечении, при диагностике.

Под удобством подразумевается чистота, комфорт, конфиденциальность в медучреждениях. Понятие удовлетворенность пациента включает в себя то, что система здравоохранения обязана соответствовать требованиям медработников, потребностям, ожиданиям пациента.

Обзор законодательства

К нормативным актам, которые регламентируют стандарт качества медицинской помощи, относятся:

  1. Федеральный закон, который называется «Об основах охраны граждан в РФ» №323.
  2. Федеральный закон под названием «Об обязательном медицинском страховании в РФ» №326.
  3. Приказ Минздрава («Об утверждении критериев оценки») №520н.

Федеральный закон № 323 содержит характеристики своевременности оказания медпомощи, правильность в выборе необходимого метода лечения, итог достигнутого результата лечения. Также данный закон содержит информацию об экспертизе качества медицинской помощи.

Федеральный закон № 326 призван регулировать процесс контроля КМП в медучреждениях. Там прописаны четкие правила, формы, условия и сроки предоставления медпомощи.

Закон распространяется только на государственные клиники, где пациент получает лечение в рамках программы ОМС.

В клиниках частного типа в основе взаимоотношений учреждения и пациента становится заключенный между ними индивидуальный договор.

Приказ Минздрава представляет собой нормативный акт, определяющий стандарты и критерии, которые используются при оценке качества медицинской помощи.

Медпомощь: качество и оценка

Этот вопрос регулирует Федеральный закон под названием «Об обязательном медицинском страховании в РФ» №326. Согласно ему для оценки КМП используют экспертизу, которая подразделяется на плановую и целевую.

Целевую экспертизу проводят в случаях:

  • Жалобы от пациента.
  • Осложнений течения болезни.
  • Непрогнозируемого летального исхода.
  • В отдельных индивидуальных случаях при повторном обращении больного с тем же диагнозом.

Что касается плановой экспертизы, то она проходит по ранее запланированному графику, который составляют заинтересованные организации – фонды ОМС. Данному виду оценки должны быть подвержены не менее 5% случаев предоставления медпомощи за весь отчетный период.

Экспертизу качества медицинской помощи обязаны проводить только фонды и страховые организации ОМС. Выступая от их лица, экспертизу осуществляют эксперты, отвечающие профессиональным требованиям, которые регламентируются законодательством:

  • Стаж не менее 10 лет.
  • Высшее образование.
  • Аккредитация врача-эксперта.
  • Должность врача в конкретной необходимой области.

Врач-эксперт оценивает грамотность оформления медицинской документации, ее соответствие требованиям законодательства и возможное влияние на состояние пациента. Им рассматривается правильность постановки диагноза, сроки проведения лечения и конечный результат.

Управление КМП

Чтобы грамотно наладить работу системы здравоохранения, существуют специальные организации, которые оказывают медпомощь на основе обеспечения необходимых потребностей пациентов. Эти организации существуют на основе государственной программы гарантии оказания бесплатной медпомощи всем гражданам РФ.

Система контроля качества медицинской помощи основывается на принципах:

  • Непрерывность управления.
  • Использование достижений доказательной базы медицины.
  • Проведение экспертиз на основе разработанных медицинских стандартов.
  • Единство в подходах при проведении экспертиз.
  • Использование правовых и экономических методов.
  • Мониторинг системы управления КМП.
  • Анализ экономической эффективности, соотношение затрат с оптимальным уровнем КМП.
  • Изучение мнения населения по вопросам качества медпомощи.

Уровни ответственности

Качество медицинской помощи – это безопасность медицинской деятельности и контроль. Сейчас имеется 3 уровня контроля деятельности медучреждений:

  1. Государственный.
  2. Внутренний (в самом медучреждении).
  3. Ведомственный.

Такая система создана не для дублирования проверок, а для установления четких рамок ответственности за должное оказание медицинских услуг.

Государственный контроль направлен, главным образом, на лицензирование деятельности медицинских организаций и на проведение различных проверок соблюдения прав человека в сфере здравоохранения.

Кмп в хирургии

Данный вопрос регулируется приказом Минздрава России № 922н. Конкретный порядок оказания медицинской помощи по профилю хирургия распространяется на все медицинские учреждения. Она оказывается в следующих видах:

  1. Этап первичной медико-санитарной помощи.
  2. Специализированный автомобиль скорой помощи.

Медпомощь оказывается амбулаторно (условия, которые не предусматривают лечение и наблюдение врачами круглосуточно), на дневном стационаре (лечение и наблюдение только в дневное время), в стационарных условиях (наблюдение и лечение медперсоналом круглосуточно).

При первичном медико-санитарном оказании помощи проводятся мероприятия в целях профилактики, диагностики, лечения хирургических заболеваний, а также медицинская реабилитация, формирование ЗОЖ. Она включает в себя:

  • Доврачебную первичную помощь медико-санитарную.
  • Врачебную помощь первичную медико-санитарную.
  • Специализированную первичную медико-санитарную.

Первичная медико-санитарная помощь подразумевает такую форму оказания медицинских услуг, при которой специалисты лечат в дневном стационаре или в амбулаторных условиях. Обязанности доврачебной первичной помощи медико-санитарного характера выполняет медработник, образование которого должно быть не ниже среднего.

Что касается врачебной помощи медико-санитарной, то ее выполняют врачи-терапевты (участковые) или семейный врач. Если при осмотре этими специалистами выявились показания для обращения к врачу-хирургу, то они дают направление к нему.

При медико-санитарной первичной помощи специализированного характера врач-хирург проводит осмотр больного и выписывает лечение. Если этого недостаточно, то он направляет пациента в медицинскую организацию, которая специализируется по хирургическому профилю.

Автомобиль скорой помощи необходим, когда срочно требуется оперативное вмешательство. Он укомплектован фельдшерскими и врачебными бригадами на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития № 179 от 01.11.2004 г.

Если возникает необходимость эвакуации пациента при осмотре специалистами скорой помощи, то они выполняют ее в неотложной экстренной форме.

Бригадой скорой помощи человек с угрожающим для жизни состоянием доставляется в круглосуточное отделение анестезиологии, реанимации или хирургии.

После устранения угрожающих жизни пациента факторов его переводят в хирургическое отделение для дальнейшего оказания медпомощи. При необходимости врач-хирург привлекает других специалистов для проведения адекватного лечения.

Порядок оказания медицинской помощи по профилю хирургия должен опираться на проведение точной диагностики, добросовестное лечение с использованием передовых технологий и продуктивную комфортную реабилитацию.

Плановая помощь в хирургии

Такая медпомощь должна оказываться в случаях проведения профилактических мероприятий. Они осуществляются только при несложных заболеваниях, которые не требуют экстренной помощи на данный момент и не несут угрозу здоровью и жизни пациента.

Для повышения качества медицинской помощи больные, у которых наблюдается нетипичное течение болезни, отсутствует положительный результат при лечении, нет окончательного диагноза, направляются в более высокотехнологичные медицинские организации.

Также пациенты, которые имеют конкретные медицинские показания, направляются на реабилитацию в санаторно-курортные комплексы.

Защита прав пациента

В сфере здравоохранения, к сожалению, до сих пор встречаются случаи навязывания платных услуг, недобросовестных врачей, финансовых потерь или нанесения вреда здоровью.

Здесь на сторону пациента становится закон “О защите прав потребителей медицинских услуг” №2300-1. В ст. 31 этого закона говорится, что на принятие мер по претензии отводится срок 10 дней, а отсчет начинается с даты поступления жалобы. В ст.

16 пишется, что положения договора, нарушающие права пациента, признаются утратившими силу.

Качество медицинской помощи – это адекватное предоставление добросовестных, удовлетворяющих население медицинских услуг. Пациент имеет право на:

  • Получение медицинской качественной помощи в полном объеме и в оговоренные сроки.
  • Ознакомление с полной информацией об исполнителе и предстоящих услугах.
  • Предоставление ему исчерпывающей информации, влияющей на качество оказываемых медуслуг.

Важно отметить, что нет разницы, на какой основе (платной или бесплатной) предоставляются услуги. Защита прав потребителя подразумевает обслуживание качественное и в полном объеме. Государством ведется контроль качества медицинской помощи.

Права пациента в случае недобросовестного предоставления медицинских услуг

В случае неграмотного выполнения услуг, которые не соответствуют заключенному договору или государственным нормативным актам, потребитель в праве потребовать снижения стоимости лечения, устранить имеющиеся недостатки путем долечивания, возместить затраты, расторгнуть договор с покрытием убытков, а также получить повторно предоставленные услуги.

Человек, который получил медицинское лечение с нарушениями законодательства, может написать обращение в Росздравнадзор и Роспотребнадзор. Данные органы отвечают за соблюдение критериев качества медицинской помощи. Они обязаны провести в медучреждении, на которое поступила жалоба, проверку.

Источник: https://FB.ru/article/386148/kachestvo-meditsinskoy-pomoschi---eto-kriterii-kachestva-meditsinskih-uslug

Качество медицинской помощи и медицинского обслуживания в системе ОМС

Оценка качества медицинской помощи

Система здравоохранения — один из самых важных социальных институтов в государстве, поскольку от качества ее работы напрямую зависит здоровье граждан. Однако для того чтобы оценить состояние дел в этой сфере и проанализировать уровень ее развития, нужно иметь понимание о том, что в принципе подразумевать под определением «качества».

Исходя из того, что первостепенная задача медицинских организаций это лечение поступающих к ним пациентов, за основу берется даже более узкая формулировка – качество медицинской помощи (КМП).

Какие существуют критерии для оценки уровня оказываемых медицинских услуг, как устроена система контроля качества и какие органы задействованы в ее работе? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Что такое качество медицинской помощи?

Трактовок данного понятия достаточно много, например, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в своем отчете дает термину длинную характеристику, суть которой в том, что качественная медицинская помощь – это определенный комплекс действий как диагностического, так и терапевтического характера, направленных на получение оптимального для здоровья пациента результата с учетом всех сопутствующих факторов (сложность заболевания, возраст больного, риск осложнений и т.д.). Сам человек также должен быть максимально удовлетворен итогами лечения. В соответствии с этой формулировкой рассчитывается и уровень КМП. В свою очередь, федеральный фонд ОМС предлагает КМП схожее определение, но с большей ориентацией не на результат (последствия лечения), а на сам процесс. То есть, если врач действовал адекватно, не допуская каких-то серьезных ошибок, то оказанную им помощь можно считать качественной.

Критерии качества медпомощи

При возникновении каких-либо спорных случаев, поступлении жалоб от пациентов и в иных ситуациях, когда имеются основания говорить о допущенных врачом ошибках и нарушениях, может быть назначена экспертиза КМП. В ходе ее проведения уполномоченные специалисты опираются на упомянутые выше критерии качества, обозначенные в законе №323, а именно:

  • Своевременность оказания помощи больному;
  • Верность выбранного способа диагностики и лечения;
  • Оценка полученных результатов в сравнении с ожидаемыми.

Помимо этого в законе есть отдельная статья (№64), регламентирующая основные аспекты экспертизы КМП. Но нормативный акт практически никак не учитывает специфические особенности заболеваний и внешние факторы, поэтому в дополнение также используются критерии качества, установленные приказом Минздрава №520н.

Главный отличительный признак приказа — это разделение КМП по группам болезней (инфекционные, отдельных органов и т.д., всего 13 групп) и условиям предоставления медицинской помощи (требования, предъявляемые к амбулаторному обслуживанию граждан и, например, лечению в стационаре значительно отличаются). Существует и ряд иных направлений оценки качества медицинской помощи.

Согласно медико-социальному подходу, предложенному Ю. П. Лисицыным, выделяют следующие критерии качества КМП:

  • Субъективный — уровень удовлетворенности пациента оказанными услугами;
  • Объективные — показатели здоровья гражданина, своевременности, квалифицированности и экономической эффективности оказанной помощи.

Схожие критерии оценки качества медицинской помощи предлагает использовать и Региональное бюро ВОЗ в Европе в рамках своей программы развития здравоохранения, принятой в 1992 году. Так, качественной должна считаться медицинская помощь, соответствующая стандартам медицинских технологий, при отсутствии осложнений, возникших в результате лечения, и достижении удовлетворенности пациента.

Система стандартов

В России до сих пор действует практика применения так называемых стандартов медицинской помощи, суть которых заключается в создании конкретных рекомендаций для лечения типовых болезней (перечень диагностических и лечебных процедур, лекарственных препаратов и изделий и т.п.).

Такая система имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. К позитивным моментам стоит отнести облегчение проведения контроля и различных проверок в медицинских организациях, поскольку в данной сфере единая структура стандартов гораздо более эффективное средство, чем субъективная оценка отдельных экспертов и специалистов.

Кроме того, подобный подход позволяет хотя бы приблизительно спрогнозировать и спланировать финансовые показатели (согласно стандарту болезнь А требует столько-то затрат на лечение, а в год поступает такое-то количество больных с этим диагнозом, следовательно, можно подсчитать примерную сумму расходов).

Противники данной системы говорят о том, что стандарты быстро устаревают и способствуют шаблонному мышлению медицинского персонала.

При этом в различных частях страны используются и местные стандарты КМП — специальные документы, которые утверждаются администрацией областей и регионов РФ и включают в себя определенный набор норм, правил и требований лечения пациентов. Во время их разработки, как правило, учитываются особенности и специфика региона.

Оценка качества медпомощи

Согласно закону №326 оценка качества медицинского обслуживания в системе ОМС проводится в форме экспертизы. Она бывает двух видов: целевая и плановая.

Целевая экспертиза может проходить в случае получения жалоб от пациента, непрогнозируемых летальных исходах, появления осложнений у больного, повторного обращения гражданина с одним и тем же диагнозом (тут важны сроки и индивидуальные обстоятельства).

Плановая экспертиза проводится по заранее утвержденному на год графику, составленному заинтересованной организацией (фонды ОМС). По общему правилу данному виду оценки качества должно быть подвергнуто как минимум 5% от всех случаев предоставления медицинской помощи за отчетный период.

Экспертизу КМП в рамках системы ОМС имеют право осуществлять исключительно страховые медицинские организации и фонды ОМС.

От их лица эту процедуру уполномочены проводить специальные люди (эксперты), которые обязаны отвечать установленным законом профессиональным требованиям (высшее образование, должность врача-специалиста в конкретной области со стажем как минимум 10 лет, соответствующая аккредитация эксперта и т.д.).

Существующие проблемы

Из-за того что понятие «качество медицинской помощи» в законодательстве практически никак не урегулировано (определение, изложенное в ФЗ №323, слишком краткое и обтекаемое), каждая из сторон (пациенты, страховые компании, фонды ОМС, Росздравнадзор и учреждения здравоохранения) пытается трактовать его по-своему, в собственных интересах. Например, медицинские организации во главу угла ставят отсутствие ухудшений и своевременное окончание лечения — именно поэтому многие клиники стараются выписать проблемных и безнадежных пациентов с так называемым «улучшением» или «временным выздоровлением», ведь плохая статистика никому не нужна.

Контролирующие органы, в свою очередь, опираются на критерии качества, установленные стандартами медицинской помощи. Причем делается это в основном по причине экономических интересов.

Доходит до того, что штрафы применяются даже в тех случаях, когда несмотря на несоответствие установленным стандартам, в ходе лечения были достигнуты благополучные результаты.

На сегодняшний день каких-либо шагов по урегулированию данной проблемы не предпринимается.

Заключение

Комплекс мероприятий, направленный на выявление дефектов медпомощи и на контроль качества ее оказания, регулируются законодательными актами РФ. В случае возникновения споров, конфликтов или неудовлетворенности лечением по заявке пациента, его представителя или самого медучреждения проводится экспертиза качества.

Источник: https://insur-portal.ru/oms/kachestvo-medpomoshchi-i-medobsluzhivaniya-v-oms

Уровни контроля качества медицинской помощи, Комментарий, разъяснение, статья от 01 августа 2015 года

Оценка качества медицинской помощи

Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи, N 8, 2015 годНестеров О.Л.Научный консультант редакции журнала

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.

2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Другими словами, качество медицинской помощи (КМП) – это характеристика, отражающая степень адекватности технологий, выбранных для достижения поставленной цели и соблюдения профессиональных стандартов при данном виде патологии с учетом индивидуальных особенностей пациента и уровня конкретного медицинского учреждения.

Управление качеством медицинской помощи – совокупность мер организационного, экономического, правового, научного и медицинского характера, направленных на обеспечение правильного выполнения медицинских технологий, снижение риска ухудшения состояния пациентов и неблагоприятного социального прогноза вследствие медицинской помощи, оптимизацию расходования ресурсов медицинских учреждений.

Под обеспечением качества следует понимать медицинские мероприятия, направленные на достижение заданного уровня качества медицинской помощи и удовлетворенности пациента медицинской услугой. Целью деятельности медицинского учреждения является оказание качественной и безопасной медицинской помощи населению.

Обеспечение высокого качества медицинской помощи необходимо не только само по себе, но и как средство решения других проблем управления – достижения оптимальных финансовых показателей, снижения издержек, уменьшения числа производственных конфликтов, решения проблем удовлетворенности пациентов и т.д.

Важнейшей функцией управления КМП является контроль, включая экспертизу КМП.

Система контроля качества медицинских услуг подразумевает объективную оценку качества и повышение эффективности оказания медицинской помощи населению.

Это совокупность служб, а на уровне медицинских учреждений – подразделений, обеспечивающих планомерную деятельность по сбору и анализу данных о состоянии КМП, разработке и реализации управленческих решений по улучшению КМП в целях обеспечения прав граждан в получении медицинской помощи надлежащего качества и необходимого объема.

В основе контроля КМП лежат статистический анализ дефектов оказания медицинской помощи, стандарты и порядки оказания медицинской помощи, утвержденные приказами Минздрава РФ, которые соответствуют гарантированному объему медицинской помощи, иные нормативно-правовые акты (приказы, клинические рекомендации, клинические протоколы, методические рекомендации и указания и т.д.) в области организации оказания и качества медицинской помощи.

Система управления КМП включает:

– контроль качества проведения лечебно-диагностического процесса и его результатов;

– осуществление экспертной оценки качества оказания медицинской помощи;

– планирование конечных результатов;

– статистическую обработку и анализ полученной информации;

– выявление дефектов лечебно-диагностического процесса и их предупреждение;

– подготовку предложений по улучшению качества медицинской помощи для руководителей медицинских организаций и органов управления здравоохранением.

КМП во многом зависит от кадрового, финансового, материально-технического и лекарственного обеспечения медицинских учреждений. Эти факторы относят к структуре оказания медицинской помощи. Напомним, что при анализе КМП традиционно оценивают три взаимосвязанных компонента триады Донабедиана:

1) ресурсы и структуру оказания медицинской помощи (материально-техническое и лекарственное обеспечение, уровень профессиональной подготовки работников, финансовое, информационное и нормативно-правовое обеспечение, условия пребывания пациентов в ЛПУ и т.д.);

2) основные и вспомогательные процессы оказания медицинской помощи и их взаимодействие (медицинские, управленческие и информационные технологии, координация деятельности различных структурных подразделений ЛПУ и отдельных работников и т.д.);

3) результаты оказания медицинской помощи.

Таким образом, контроль КМП включает не только экспертизу КМП, но и:

1) оценку состояния и эффективности использования материально-технических, финансовых, информационных и кадровых ресурсов ЛПУ;

2) изучение удовлетворенности пациентов и других заинтересованных сторон качеством медицинского обслуживания;

3) расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;

4) оценку эффективности системы управления качеством в ЛПУ.

Оценка качества медицинской деятельности медицинских организаций также включает показатели их организационной деятельности и состояния здоровья обслуживаемого населения (распространенность и поздняя выявляемость социально значимых заболеваний, первичный выход на инвалидность и смертность лиц трудоспособного возраста, инвалидность в детском возрасте, эффективность реабилитации больных и инвалидов, охват новорожденных скринингом на врожденные заболевания, показатели младенческой и детской смертности и т.д.). Важнейшим критерием оценки качества является удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон, а также самооценка работников медицинских организаций.

Таким образом, в зависимости от поставленных целей контроль качества может включать в себя:

– анализ результатов оказания медицинской помощи;

– анализ процесса оказания медицинской помощи;

– медико-экономический и финансовый анализ медицинской деятельности;

– анализ результативности и эффективности организации медицинского обслуживания отдельных поло-возрастных и социальных групп населения и лиц с определенными заболеваниями;

– изучение удовлетворенности пациентов и других заинтересованных сторон медицинским обслуживанием;

– проверку выполнения договорных обязательств между субъектами системы медицинского страхования по вопросам качества, объема и условиям предоставления медицинской помощи и ее оплаты;

– оценку организации и КМП лицам трудоспособного возраста;

– проверку соблюдения порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность;

– оценку возможностей учреждения здравоохранения гарантировать требуемый уровень КМП;

– проверку правильности применения и обоснованности тарифов, соответствия предъявленных к оплате счетов выполненному объему и качеству медицинской помощи;

– другие виды контроля, осуществляемые субъектами контроля в пределах своих полномочий.

На основе результатов контроля разрабатывают предложения по совершенствованию организации и повышению КМП, а затем контролируют их выполнение.

Субъекты контроля организуют свою экспертную деятельность в соответствии с законодательством РФ и ведомственными нормативно-правовыми актами. Экспертиза КМП должна проводиться по единым научно обоснованным методологическим принципам, что обеспечивает достоверность и сравнимость ее результатов.

Обеспечение граждан РФ гарантированным объемом медицинской помощи при надлежащем ее качестве и безопасности для пациента возможна путем:

1) внедрения медико-экономических стандартов;

2) внедрения системы гарантийных обязательств по объему, качеству и безопасности медицинской помощи;

3) разработки и внедрения методов, методик, технических и программных средств проведения экспертизы качества и безопасности медицинских услуг, обеспечивающих объективную и оперативную экспертизу качества медицинской помощи;

4) стимулирования внедрения новых медицинских и информационных технологий, высокоэффективного оборудования, медицинской техники, инструментов, материалов, лекарственных средств, биопрепаратов, улучшающих качество и безопасность медицинской помощи;

5) контроля и надзора за соблюдением требований стандартов и лицензионной деятельностью.

Обеспечение доступности медицинской помощи возможно при:

1) предоставлении гарантированного объема медицинской помощи населению;

2) реальной возможности выбора пациентом лечащего врача и медицинского учреждения;

3) предоставлении необходимой и достоверной информации о медицинских и страховых услугах, качестве и безопасности услуг с указанием сведений о сертификации и лицензировании исполнителей услуг, о правах и обязанностях пациентов.

Правовая и социальная защищенность пациентов возможна при реализации следующих направлений:

1) строгая персонификация гражданина, в том числе и как субъекта медицинского страхования, оформленная, прежде всего, выдачей индивидуальных страховых медицинских полисов, позволяющих отразить индивидуальную историю отношений пациента с системой здравоохранения;

2) мониторинг состояния здоровья населения по установленной системе критериев на различных уровнях;

3) разработка и внедрение системы информационной безопасности населения в виде системы мер, обеспечивающих безопасность населения от безответственной, непроверенной и непрофессиональной информации на медицинские темы, прежде всего через средства массовой информации, от непрофессиональных рекомендаций.

Контроль качества медицинской помощи

Контроль качества медицинской помощи осуществляется путем оценки качества лечебно-диагностического процесса, результатов и структуры (ресурсов до оказания медицинской помощи (предварительный контроль), непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (текущий контроль) и после окончания лечения (заключительный контроль) всеми участниками системы – лечащий врач, заведующий отделением, заместитель главного врача и т.д.

Наиболее распространен заключительный контроль – экспертиза КМП после оказания медицинской помощи. Предварительный контроль и текущий контроль распространены значительно реже.

Основными задачами контроля являются выявление дефектов и ошибок в процессе оказания медицинской помощи и устранение их в будущем на основе разработки соответствующих корректирующих профилактических мероприятий.

Экспертиза качества медицинской помощи – исследование законченного случая (случаев) оказания медицинской помощи, выполняемое экспертом КМП, на основе анализа отклонения от установленной нормы (стандартов). В задачи эксперта входит выявление дефектов и ошибок, допущенных при оказании медицинской помощи, с описанием их реальных и возможных последствий, выяснением причин их возникновения, составлением мотивированного заключения о надлежащем/ненадлежащем качестве оказания медицинской помощи.

Экспертиза КМП проводится в случае:

– претензии пациента (или его родственников), группы пациентов, общественных организаций в защиту прав пациентов;

– претензий страховых медицинских организаций;

– негативного исхода медицинской помощи (осложненное течение заболевания, хронизация при неполном выздоровлении, инвалидизация, летальный исход), которого можно было избежать;

– массовых заболеваний по неустановленной причине;

– инициативы самого ЛПУ или вышестоящего управления здравоохранением;

– инициативы территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Предметом контроля качества и экспертизы является:

– лечебно-диагностический процесс в конкретном клиническом случае;

– действия врача (группы врачей) в некоторой совокупности клинических случаев;

– действие лекарственного средства в конкретных клинических случаях;

– уровень качества и безопасности медицинской помощи за определенный период;

– уровень квалификации медицинского персонала;

– уровень здоровья населения определенного региона или изменения этого уровня в результате выполнения социальной или целевой медицинской программы.

Целями контроля качества и экспертизы КМП являются:

1) оценка правильности действия или решения врача, отделения ЛПУ или ЛПУ в целом в конкретном клиническом случае;

2) оценка профессионального уровня медицинского работника или группы медицинских работников, занятых в диагностическом или лечебном процессе определенного вида, по их действиям и решениям в совокупности клинических случаев;

3) оценка качества и безопасности медицинской помощи в следующих случаях:

– при выполнении диагностических и лечебных процедур без отклонения от технологии;

– при выполнении диагностических и лечебных процедур при отклонении от технологий;

– при выполнении диагностических и лечебных процедур в экстремальных условиях;

– при нарушении правил поведения и предписаний врачей со стороны пациента;

4) соблюдение стандартов и порядков оказания медицинской помощи;

5) оценка соблюдения требований других нормативно-правовых документов в области качества и организации медицинской помощи.

Уровни внутреннего и ведомственного контроля КМП в ЛПУ

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420305164

Критерии качества оказания медицинской помощи

Оценка качества медицинской помощи

Порядок оценки качества изменился. Почему приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи вызывает у специалистов затруднения? Расскажем подробно как новые критерии повлияли на методику оценки КМП специалистами? Какие критерии в первую очередь важны для поликлиники и стационара?

Порядок оценки качества изменился. Почему приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи вызывает у специалистов затруднения?

Расскажем подробно как новые критерии повлияли на методику оценки КМП специалистами. Какие критерии в первую очередь важны для поликлиники и стационара?

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

Как Приказ Минздрава 203 н изменил критерии качества оказания медицинской помощи

Приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи, вступивший в силу в этом году, внес значительные изменения в деятельность сотрудников медицинской сферы.

Рассмотрим главные направления, которые актуальны для любой медицинской организации:

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Консилиум» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

  1. Новый приказ по контролю качества медицинской помощи вводит новые критерии оценки медпомощи:
    • при лечении новообразований в ходе оказания медицинской помощи взрослым;
    • при оказании специализированной медицинской помощи взрослым пациентам с расстройствами поведения и психических отклонениях;
    • при лечении заболеваний и состояний пациентов в перинатальном периоде;
    • при лечении некоторых болезней нервной системы;
    • при лечении болезней соединительной ткани и костно-мышечного аппарата.
  2. Приказ 203 Минздрава критерии качества медицинской помощи по отдельным направлениям расширяет:
    • при лечении болезней систем пищеварения;
    • при лечении болезней глаза и уха;
    • при лечении болезней мочеполовой системы;
    • при лечении кожных болезней;
    • при ведении пациентов в период беременности, родов и в послеродовом периоде;
    • при оказании помощи пациентам, пострадавших в результате отравлений, травм и находящихся в других тяжелых состояниях.

Приказ 203н Минздрава: критерии качества медицинской помощи
посмотреть/скачать>>

Оценка качества медицинской помощи в 2018 году: методика

Предполагается, что новые критерии качества медицинской помощи 2018 года помогут любому эксперту объективно оценить, насколько правильно были оказаны услуги конкретному пациенту, насколько своевременными были действия врачей.

В соответствии с новыми критериями была разработана методика, позволяющая достоверно оценить все данные о качестве медицинских услуг в каждом конкретном случае.

Процесс оказания медицинской помощи при этом рассматривается по каждому существующему критерию. Эксперт проводит базовую часть оценки в 4 этапа.

На 5 этапе задача эксперта – оценить объективно существующие причины допущенных нарушений.

Мнение эксперта отражается в локальной документации медучреждения – в журнале контроля, карте контроля, а также в собственном отчете эксперта.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

1-й этап оценки КМП в рамках нового приказа

Новый приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи предусматривает использовать как эффективный инструмент контроля. На первом этапе эксперт должен выявить, имели ли место нарушения предусмотренных критериями требований.

В зависимости от наличия или отсутствия нарушения, эксперт отмечает в своем отчете:

  • если нарушений не было, в карте контроля ставится «0»;
  • если нарушения присутствовали, в карте указывается их количество в единицах.

Выраженные в единицах нарушения позволяют впоследствии анализировать в динамической форме частоту и причины выявления этих нарушений.

Критерии оценки качества медицинской помощи при этом используются экспертом КМП как однозначные и обязательные показатели качества того или иного процесса.

2-й этап контроля качества медицинской помощи по новым критериям

Критерии контроля качества медицинской помощи на втором этапе позволяют эксперту оценить, насколько те или иные услуги соответствуют условной идеальной ситуации.

При этом важно ориентироваться на полученные показатели в системе.

Так, оценивая негативную реакцию больного на тот или иной препарат, необходимо также проанализировать, как врачами применялись клинические организации, как они использовали свои возможности и как сама администрация медучреждения организовала лечебный процесс.

Критерии качества оказания медицинской помощи 2018 позволяют эксперту составить шкалу соответствия параметров идеальным.

Например, за основу он может взять шкалу от 0 до 1, каждый шаг в которой будет равняться 0,1.

Таким образом, если последствия процедуры действительно были серьезными для пациента, эксперт оценит ее качество на минимальном уровне.

Карта оценки качества медицинской помощи
посмотреть/скачать>>

3-й этап оценки качества оказания медпомощи

Далее приказ по критериям качества оказания медицинской помощи применяется экспертом для того, чтобы выявить допущенные дефекты качества медпомощи.

Это значит, что полученные им на 2-м этапе отклонения будут сравнены с пороговыми значениями критериев.

Например, оценивая последствия от приема тех или иных лекарственных препаратов эксперт оценил это отклонение в значении 0,9. Такое значение не может быть признано дефектом, поскольку они в принципе не могли негативным образом повлиять на состояние здоровья пациента.

Однако, эксперт трактует критерии качества оказания медицинской помощи и полученные показатели также следующим образом:

  • если один и тот же врач регулярно допускает незначительные отклонения в процессе оказания медуслуг, это может повлиять на качество процесса в целом;
  • незначительные отклонения следует фиксировать в рамках внутреннего контроля для того, чтобы своевременно и в плановом порядке их устранять.

Существенные отклонения экспертом в любом случае должны оцениваться как дефект при оказании медпомощи.

Показатели качества медицинской помощи равные 0,8 и более следует расценивать как отсутствие дефекта, менее – фиксируется наличие дефекта.

4-й этап оценки качества медицинской помощи

Далее, применяя приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи, эксперт должен присвоить выявленному дефекту определенный класс тяжести.

В частности, полученные на предыдущих этапах значения он соотносит со следующей шкалой класса тяжести дефекта:

  • если значение составляет 0-0,1 – присваивается 4 класс опасности;
  • если значение составляет 0,2-0,3 – присваивается 3 класс опасности;
  • если значение составляет 0,4-0,5 – присваивается 2 класс опасности;
  • при значениях от 0,6 и более – присваивается 1 класс опасности.

Новые критерии качества медицинской помощи для стационаров и амбулаторий

Критерии оценки качества медицинской помощи 2018 года разделяются на подгруппы в зависимости от:

  • групп заболеваний, которые были расширены и пересмотрены;
  • условий оказания медпомощи в стационаре и амбулатории.

Такой подход Министерства здравоохранения позволяет выделять наиболее существенные этапы и процедуры при оказании медуслуг, характерные для конкретных условий.

Критерии качества и контроля медицинской помощи в рамках нового приказа
посмотреть/скачать>>

Рассмотрим их подробнее.

Основные критерии качества в амбулаторных условиях

Критерии качества медицинской помощи в условиях амбулаторно-поликлинических учреждений распределяются по нескольким подгруппам.

  1. Приказ 203 (критерии оценки качества медицинской помощи) особое внимание уделяет ведению медицинских документов. Напомним, что к ним относятся: медкарта амбулаторного пациента, индивидуальная амбулаторная карта беременной или родившей женщины, или история развития ребенка.

Что оценивает эксперт:

  • все ли разделы документа заполнены в нужном объеме;
  • содержится ли в карте амбулаторного больного его согласие на медицинской вмешательство.

Новые критерии качества медицинской помощи не зря делают акцент на наличии согласия пациента – медработники часто нарушают это правило и не берут согласие. Также нарушается и другое правило – согласие берется от пациента не на каждую услугу, как это должно быть, а на комплекс услуг в одном документе.

Информированное согласие может отсутствовать в медкарте только в двух случаях, что учитывается в ходе оценки качества медпомощи:

  • документ был уничтожен в результате непредвиденных обстоятельств (наводнение, пожар и т.д.);
  • случай относится к тем, когда медработники имеют право оказывать медпомощь без получения информированного согласия (например, при поступлении в медучреждение пациента, который находится без сознания).
  1. Следующие критерии качества оказания медицинской помощи 2018 года, относящиеся к амбулаторным услугам – это соблюдение сроков оказания медпомощи и проведение первичного осмотра больного.

Фиксация первичного осмотра в карте пациента в дальнейшем позволяет установить сроки оказания медпомощи. Кроме того, подробное описание состояния больного на момент обращения в медучреждение позволяет оценить его здоровье в динамике.

  1. Постановка врачом первичного диагноза пациенту в ходе первичного приема.
  2. Составление плана обследования пациента на основании предварительно установленного диагноза.

Врач, оценивший тяжесть состояния здоровья пациента при первом посещении может незамедлительно назначить подробную диагностику.

  1. Приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи включает также пункт о назначении лекарственных препаратов пациентам.

Важно, чтобы врач в своих назначениях учитывал, в каком состоянии находится больной, и подобрал лекарство, соответствующее его полу, возрасту и диагнозу, учел возможные осложнения.

Этот критерий очень важен – если экспертом будет доказано, что врач не учел индивидуальных особенностей пациента при назначении лекарства и наступили осложнения, это будет признано дефектом медпомощи.

  1. Определение окончательного клинического диагноза. Новые критерии качества медицинской помощи 2018 года предусматривают, что решение врача должно быть основано на медицинских стандартах, клинических рекомендациях, а также данных анамнеза и осмотра пациента.

Критерии качества оказания медицинской помощи в стационаре

Критерии качества оказания медицинской помощи в стационаре более сложны для применения. Это связано с тем, что на госпитализацию часто попадают пациенты в тяжелом состоянии, с многочисленными осложнениями и т.д.

Поэтому специалисты действуют всегда в ограниченном времени, принимают решения очень быстро.

Поэтому новый приказ по контролю качества медицинской помощи устанавливает жесткие сроки для установления диагноза пациенту, поступившему в стационар:

  • в течение 2-х часов должны поставить предварительный диагноз пациенту в реанимации и приемном отделении;
  • в течение 24 часов окончательный диагноз должен быть постановлен госпитализированному по экстренным показаниям;
  • в течение 72 часов клинический диагноз устанавливается всем пациентам профильного отделения.

Кроме того, для стационарной медпомощи актуальны следующие критерии качества медицинской помощи:

  1. Внесение в медкарту больного полной информации о его пребывании в стационаре, с указанием рекомендаций специалистов относительно его дальнейшего наблюдения в амбулаторных условиях.
  2. Соблюдение порядка назначения медикаментов пациентам. Назначения должны быть внесены в медкарту, если решение о назначении принималось комиссией врачей – оформляется протокол такого решения.
  3. Новые критерии качества медицинской помощи 2018 года дают экспертам возможность оценивать наличие плана обследования и лечения пациента.

В плане должен быть учтен диагноз пациента и его текущее состояние, наличие у него осложнений и сопутствующих болезней. План лечения всегда базируется на медицинском стандарте соответствующего профиля.

Новые критерии качества оказания медицинской помощи (актуально в 2018 году)

  • 3.1. Критерии качества при некоторых инфекционных и паразитарных болезнях
  • 3.2. Критерии качества при новообразованиях
  • 3.3. Критерии качества при болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм
  • 3.4.

    Критерии качества при болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ

  • 3.5. Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым при психических расстройствах и расстройствах поведения
  • 3.6. Критерии качества при болезнях нервной системы
  • 3.7.

    Критерии качества при болезнях глаза и его придаточного аппарата

  • 3.8. Критерии качества при болезнях уха и сосцевидного отростка
  • 3.9. Критерии качества при болезнях системы кровообращения
  • 3.10. Критерии качества при болезнях органов дыхания
  • 3.11.

    Критерии качества при заболеваниях органов пищеварения, в том числе болезней полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования)

  • 3.12. Критерии качества при болезнях кожи и подкожной клетчатки
  • 3.13. Критерии качества при болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани
  • 3.14.

    Критерии качества при болезнях мочеполовой системы

  • 3.15. Критерии качества при беременности, родах и послеродовом периоде
  • 3.16. Критерии качества при отдельных состояниях, возникающих в перинатальном периоде
  • 3.17.

    Критерии качества при симптомах, признаках и отклонениях от нормы, выявленных при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированных в других рубриках

  • 3.18. Критерии качества при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин

Материал проверен экспертами Актион Медицина

Источник: https://www.provrach.ru/article/2272-17-m12-16-kriterii-kachestva-okazaniya-medicinskoj-pomoshchi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.