+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Основные положения об автономной некоммерческой организации

Содержание

Основные положения об автономной некоммерческой организации

Основные положения об автономной некоммерческой организации
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Основные положения об автономной некоммерческой организации

Это унитарная, не предоставляющая членства организация, учрежденная при помощи имущественных вкладов.

Основополагающие особенности указываются в статье 123.24. ГК РФ. Помимо этого, юридические аспекты регламентируются 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”. Рассмотрим возникающие вопросы и некоторые особенности юридического статуса этой разновидности объединений.

Понятие автономной некоммерческой организации

Статья 50 ГК РФ регламентирует возможность регистрации объединений, ведущих некоммерческую деятельность, в организационной форме автономных.

Автономная некоммерческая организация – это:

  • унитарная;
  • не предоставляющая членства или участия в ней;
  • учрежденная при помощи имущественных вкладов добровольного характера от физических или юридических лиц;
  • основанная для оказания услуг образовательной, социальной, культурной, научной специфики и прочих разновидностей услуг некоммерческого характера.

Признаки автономной некоммерческой организации

Существует несколько главных нюансов, признаков и характерных особенностей, отличающих рассматриваемый вид учреждений от иных:

  • унитарное;
  • отсутствие возможности членства;
  • основание производится посредством вкладов в материальном эквиваленте от физических или юридических лиц;
  • цели осуществляемой деятельности обязательно должны носить исключительно некоммерческую специфику;
  • создание может быть произведено одним лицом;
  • имущество, передача которого была осуществлена учредителями, отходит в собственность самого учреждения;
  • учредители не располагают правами на имущество, отданное в распоряжение организации;
  • учредители не несут рисков по материальным обязательствам предприятия;
  • организация, в свою очередь, не несет рисков по задолженности учредителей перед третьими лицами.

Статья 65.1. ГК РФ разделяет понятия корпоративных и унитарных объединений. По положениям Кодекса, унитарными считаются предприятия, в которых учредителям не предоставляется членство.

Ранее мы отметили, что автономная некоммерческая организация является унитарной, соответственно выделим ее основные отличия от корпоративной:

  • учредители не становятся членами;
  • учредители не располагают заинтересованностью в осуществлении управления деятельностью компании, так как унитарное учреждение заблаговременно наделяется требуемым имуществом, в отличие от корпоративных, где учредителям требуется осуществлять взносы и быть заинтересованными в извлечении прибыли;
  • считаются организациями, не приносящими прибыль.

Требования устава автономной некоммерческой организации

Главные требования к уставу указываются в части 2 статьи 123.24. ГК РФ.

Положения статьи регламентируют наличие в типовом уставе следующих сведений:

  • название учреждения, обязательно с включением словосочетания “автономная некоммерческая организация”;
  • местоположение;
  • предмет, цели осуществляемой деятельности;
  • состав, порядок формирования и особенности компетенции органов управления;
  • другая информация, установленная законом.

Права учредителей автономной некоммерческой организации на использование оказываемых ею услуг

И ГК РФ, и 7-ФЗ содержат идентичные нормативные нюансы касательно имеющихся у учредителей прав на пользование услугами, которые предоставляются автономной организацией.

Положения законов гласят:

  • учредители имеют право на использование услуг, производимых автономной организацией;
  • право возникает, если использование осуществляется на принципах равноправия с третьими лицами.

Специальные правила по поводу возможности осуществления автономной некоммерческой организацией предпринимательской деятельности

В части 2 статьи 10 ФЗ № 7 указано, что рассматриваемые учреждения имеют право ведения такой деятельности, если она не противоречит задачам и целям, для реализации которых было основано предприятие.

В части 5 статьи 123.24. ГК РФ также регламентируется правовая возможность автономных объединений принимать участие в деятельности, имеющей предпринимательскую основу.

При этом указываются следующие особенности:

  • право на ведение данного вида деятельности возникает в случаях, если таковая необходима для реализации целей, определенных в момент создания учреждения;
  • предпринимательская деятельность должна иметь соответствие целям и задачам и не противоречить им;
  • автономная организация имеет возможность учреждать хозяйственные общества для ведения деятельности предпринимательского характера;
  • автономное учреждение располагает правом принимать непосредственное участие в ведении деятельности созданных хозяйственных обществ.

Таким образом, положения Кодекса расширяют особые правила и вводят возможность по созданию автономными объединениями хозяйственных обществ.

Однако часть 4 статьи 50 ГК РФ гласит, что любое некоммерческое учреждение может вести деятельность, которая приносит доход, если:

  • данная возможность предусматривается уставом;
  • деятельность будет способствовать реализации целей, определенных при создании учреждения;
  • деятельность соответствует целям, определенным в уставе, и не противоречит им.

Поскольку статья 50 ГК РФ не определяет для некоммерческих компаний права на ведение деятельности, имеющей предпринимательскую основу (а лишь той, которая приносит доход), статья 123.24. выделяет специализированные правила для автономных объединений по осуществлению именно данного вида деятельности.

Ограничения по преобразованию автономной некоммерческой организации

Часть 7 статьи 123.24. ГК РФ определяет некоторые запреты, накладываемые на возможность преобразования автономной организации в иные формы.

Вследствие того, что автономная организация является унитарной и, одновременно, некоммерческой, преобразование не может быть осуществлено в правовую форму корпорации или коммерческой организации.

Нормативными положениями данной статьи устанавливается лишь одна разновидность правовой формы, в которую может быть произведено преобразование автономного учреждения – это фонд.

Решение о преобразовании принимают учредители объединения.

Правовое положение автономных некоммерческих организаций

Основополагающие аспекты юридического статуса регламентируются ГК РФ. Регулирующие нормы, не установленные Кодексом, определяются 7-ФЗ.

Основные нормативные положения такого закона не могут находиться в противоречиях с Кодексом по отношению к автономным организациям.

То есть, если в Частном учреждении НКО учредитель несёт субсидиарную ответственность по долгам/обязательствам, то в Автономной некоммерческой организации учредители такой ответственности не несут, – верно? Тогда как решается вопрос в случае возвращения долгов?

ALEKSANDR18.08.2019 14:15

1) верно

2) Исходить следует из первого пункта, ибо АНО отвечает по своим долгам только своим имуществом.

Источник: https://advokat-malov.ru/yur.-lica/osnovnye-polozheniya-ob-avtonomnoj-nekommercheskoj-organizacii.html

Автономная некоммерческая организация – особенности

Основные положения об автономной некоммерческой организации

Закон об автономной некоммерческой организации: основные положения

Устав АНО — 2018 — 2019

Деятельность АНО, управление ею

Можно ли реорганизовать АНО

Ликвидация АНО

Закон об автономной некоммерческой организации: основные положения 

Понятие и основные положения деятельности автономной некоммерческой организации определены:

  • в ст. 123.24 Гражданского кодекса РФ;
  • ст. 10 закона «О некоммерческих…» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ). 

Итак, автономная некоммерческая организация (АНО) создается гражданами и организациями, сделавшими имущественные взносы, либо возникает в результате преобразования юридического лица другой организационной формы (только в случаях, указанных в законе).

АНО не имеет цели получать прибыль и распределять ее между участниками. Она создается для оказания услуг в сфере образования, права, науки и т. п. Получение прибыли возможно, но в рамках основной деятельности.

Допускается создание организации только одним лицом. Количество учредителей АНО законодателем не ограничено.

АНО является унитарной организацией, в ней нет членов и участников. 

Устав АНО — 2018 — 2019 

Автономная некоммерческая организация, как и всякая другая организация, должна иметь устав. В п. 2 ст. 123.24 ГК РФ перечислено, что в нем должны быть указаны:

  • слова «автономная некоммерческая организация»;
  • место нахождения фирмы;
  • цель ее деятельности;
  • информация о ее органах (название, состав, компетенция). 

Практика показала, что устав автономной некоммерческой организации 2018 — 2019 года также должен содержать информацию:

  • обо всех видах деятельности, осуществляемой АНО;
  • праве АНО открывать филиалы;
  • составе имущества АНО (источниках его формирования);
  • порядке изменения сведений в уставе;
  • порядке (случаях) реорганизации и ликвидации АНО. 

В уставе автономной некоммерческой организации может содержаться и другая информация. 

Деятельность АНО, управление ею 

По закону автономная некоммерческая организация создается для оказания общественно полезных услуг. Прибыль, полученная в результате их оказания, является собственностью АНО и тратится на собственные нужды.

Движимое, недвижимое имущество, права на что-то — все переданное учредителями при создании фирмы или во время ее деятельности тоже становится собственностью АНО. Учредители после передачи не смогут претендовать на имущество ни в каких ситуациях. Также они не несут ответственности по обязательствам фирмы (п. 3 ст. 123.24 ГК РФ).

АНО вправе распоряжаться имеющимися средствами на свое усмотрение, в т. ч. вкладывать их в ценные бумаги и другие инвестиции. Полученная в результате финансовых операций прибыль тратится на цели и задачи, указанные в уставе. Между учредителями такая прибыль не распределяется.

Учредители могут пользоваться услугами, оказываемыми АНО, только на общеустановленных условиях (п. 4 ст. 123.24 ГК РФ).

При этом учредители управляют АНО:

  • определяют порядок управления;
  • создают исполнительный или коллегиальный орган;
  • надзирают за деятельностью АНО. 

Руководителем АНО может быть один из учредителей (п. 3 ст. 123.25 ГК РФ). 

Можно ли реорганизовать АНО 

Согласно п. 7 ст. 123.24 ГК РФ АНО можно преобразовать в фонд. Другие виды реорганизации не допускаются.

Для преобразования АНО в фонд:

  1. Учредителями принимается такое решение (п. 5 ст. 17 закона № 7-ФЗ).
  2. В Минюст подается вышеуказанное решение о преобразовании и заполненное уведомление о начале реорганизации по форме 12003, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.
  3. В «Вестнике государственной регистрации» публикуется информация о предстоящем преобразовании АНО в фонд.
  4. Спустя 3 месяца после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации в Минюст подаются документы на регистрацию организации, создаваемую путем реорганизации (заявление по форме 12001 и др.). Срок в 3 месяца следует выждать в соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ. 

ВАЖНО! Известно, что все записи в ЕГРЮЛ вносятся ФНС, но заявителю, регистрирующему АНО, обращаться туда не нужно. Минюст в порядке взаимодействия с ФНС сам отправит все документы (см. п. 4 Порядка взаимодействия…, утв. приказом Минюста РФ от 12.11.2010 № 343). 

Госпошлина за внесение записей в ЕГРЮЛ также платится на реквизиты, предоставленные Минюстом.

АНО будет считаться преобразованной в фонд с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. 

Ликвидация АНО 

Ликвидация АНО происходит в соответствии со ст. 19 закона № 7-ФЗ:

  1. Учредители АНО назначают ликвидационную комиссию, которая начинает фактически управлять делами организации.
  2. Ликвидационная комиссия публикует в «Вестнике государственной регистрации» информацию о предстоящей ликвидации АНО, указывает срок, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования.
  3. По истечении вышеуказанного срока составляется промежуточный баланс, где прописывается состав имущества и предъявленные требования кредиторов.
  4. Если имеющихся денег на погашение требований не хватает, проводятся торги, где реализуется имущество АНО.
  5. Производится расчет с кредиторами, после чего составляется ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями АНО или его исполнительным органом. 

Оставшиеся средства пускаются на благотворительность или обращаются в доход государства (п. 1 ст. 20 закона № 7-ФЗ).

АНО считается ликвидированной с внесением записи об этом в ЕГРЮЛ (ст. 21 закона № 7-ФЗ). 

*** 

Один из видов некоммерческих организаций – АНО. Она создается для оказания общественно полезных услуг: образовательных, медицинских и т. п.

Имущество, внесенное учредителями, считается собственностью АНО, так же как и прибыль, полученная ею в результате осуществления деятельности, и используется в целях, указанных в уставе.

По решению всех участников АНО можно преобразовать в фонд, ликвидировать.

Источник: https://rusjurist.ru/yuridicheskie_lica/nekommercheskie_organizacii/avtonomnaya_nekommercheskaya_organizaciya_osobennosti/

Ано особенности регистрации и деятельности

Основные положения об автономной некоммерческой организации

В форме АНО могут создаваться детские сады, общеобразовательные школы, автошколы, курсы иностранных языков, исследовательские центры, вузы, центры судебных экспертиз, центры по оказанию юридических услуг, больницы и поликлиники, спортивные клубы и оздоровительные центры, творческие студии. Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

Цели и задачи автономной некоммерческой организации

АНО является достаточно универсальной формой, в отношении видов деятельности максимально приближенной к коммерческим организациям.

В форме автономной некоммерческой организации могут создаваться негосударственные детские сады, школы, курсы иностранных языков, исследовательские центры, автошколы, вузы, больницы и поликлиники, всевозможные спортивные клубы и оздоровительные центры и т. д.

Следует иметь в виду, что условия налогообложения для АНО занимающихся образовательной  деятельностью будут более благоприятными, чем для коммерческих юридических лиц, которые будут заниматься подобной деятельностью.

АНО является единственной формой некоммерческих организаций, основной целью которой законодательно предусмотрено предоставление услуг.

Если АНО будет оказывать услуги  в качестве деятельности, приносящей доход, это должно быть предусмотрено ее уставом (п. 4 ст.

50 ГК РФ) и она должна иметь достаточное для осуществления такой деятельности имущество рыночной стоимостью не менее 10 000 руб. (п. 5 ст. 50 ГК РФ).

Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

Таким образом, высшим органом управления АНО является Общее собрание учредителей или единственный учредитель. Данный вывод можно сделать из анализа статьи 123.25 Гражданского кодекса и  ст.

29 ФЗ “О некоммерческих организациях” согласно которым, к исключительной компетенции только высшего органа управления относится назначение единоличного исполнительного органа АНО.

АНО не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Пункт 5 ст. 29 ФЗ “О некоммерческих организациях” устанавливает дополнительное условие для формирования коллегиального высшего органа управления АНО:

лица, являющиеся работниками автономной некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления этой некоммерческой организации. Как это выглядит на практике, когда учредителями являются физические лица:

 Постоянно действующий коллегиальный орган управления не является тем органом, который обязательно должен быть в структуре управления автономной некоммерческой организации (как, например, высший орган управления или единоличный исполнительный орган).

Он создается только тогда, когда учредители считают, что его функционирование позволит с большей эффективностью организовать деятельность автономной некоммерческой организации. Учредители сами могут определять компетенцию органов управления АНО в уставе.

Исключением являются образовательные АНО, где обязательно должны быть сформированы следующие коллегиальные органы управления:

  • общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации);
  • педагогический совет (в образовательной организации высшего образования – ученый совет).

Также могут быть сформированы, но не обязательно должны быть, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

По инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы.

ЕДИНОЛИЧНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН

К компетенции Директора АНО относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией.

Директор без доверенности действует от имени АНО и осуществляет текущее руководство деятельностью Организации.

Руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за причиненный организации прямой действительный ущерб.

Убытки, причиненные в результате виновных действий директора (в том числе бывшего), возмещаются им организации только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Уполномоченное на основании закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица выступать от его имени (как правило, таким лицом является генеральный директор или директор организации), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу. Такую же ответственность несут члены коллегиальных органов юридического лица, за исключением тех из них, кто ал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в ании.

Наряду с руководителем организации и членами коллегиального органа юридического лица к ответственности за виновные действия могут быть привлечены учредители АНО, которые имеют фактическую возможность определять действия юридического лица.

В пункте 25 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.

2015 № 25 отмечается, что негативные последствия, наступившие для юридического лица, сами по себе не свидетельствуют о недобросовестности и (или) неразумности действий (бездействия) руководителя или иных вышеназванных лиц, поскольку возможность возникновения таких последствий связана с риском предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. То есть любые негативные явления или финансовые проблемы не свидетельствуют о недобросовестности или неразумности руководителя, необходимо выявить именно его намерение причинить вред, осознанное совершение недобросовестных и неразумных действий, а также причинно-следственную связь между действиями руководителя и наступившими негативными последствиями. Получается, что директор не может быть привлечен к ответственности за причиненные юридическому лицу убытки в случаях, когда его действия (бездействие), повлекшие убытки, не выходили за пределы обычного делового риска.

Дела о взыскании убытков с директора именно некоммерческой организации (в том числе бывшего) рассматриваются судами общей юрисдикции.

Суды при вынесении решений исходят из конкретных условий рассматриваемого дела. Так, например директор может быть привлечен к ответственности, в том числе бывший руководитель организации за то, что он завышал зарплаты отдельным сотрудникам, заключал на невыгодных условиях договоры об оказании консультационных услуг, организовал командировки отдельных сотрудников.

С 30 июля 2017 года вступили в силу поправки, касающиеся привлечения к субсидиарной ответственности руководителей и учредителей организаций при банкротстве.

Теперь виновными в банкротстве могут признать финансового директора и главбуха.

А привлечь к субсидиарной ответственности недобросовестных руководителей и учредителей организации кредиторы смогут даже после завершения процедуры конкурсного производства.

 Суть изменений законодательства состоит в том, что нести ответственность должны реальные, а не номинальные руководители и учредители. Поэтому номинального директора могут полностью освободить от ответственности, если он:

– докажет, что не оказывал определяющего влияния на решения компании. Допустим, заключал невыгодные сделки и выводил активы по указанию третьего лица;

– укажет на это третье лицо и (или) поможет обнаружить скрытое им имущество должника.

После заключения договора Вы также сможете получить ответы на следующие вопросы:

  • Обязаны ли образовательные организации, реализующие дополнительные профессиональные программы с применением дистанционных образовательных технологий, обеспечивать организацию питания обучающихся, а также иметь помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников?
  • При каких условиях образовательной и медицинской автономной некоммерческой организацией может применяться налоговая ставка 0 процентов?
  • Как и при каких условиях, может быть проведена государственная регистрация автономной некоммерческой организации, без нотариального заверения заявления у нотариуса.
  • Обязательна ли государственная аккредитация образовательной деятельности автономной некоммерческой организации?
  • Последствия осуществления образовательной деятельности без государственной аккредитации.
  • Как может АНО осуществлять образовательную деятельность, без получения лицензий на осуществление образовательной деятельности и без получения государственной аккредитации образовательной деятельности?
  • Вправе ли автономная некоммерческая организация оплатить услуги хостинга, если сайт принадлежит её учредителю?

После успешного прохождения государственной регистрации автономной некоммерческой организации мы можем предложить Вам разработку локальных нормативных актов, постановку и ведение бухгалтерского, налогового и кадрового учета, юридическое сопровождение деятельности АНО и представление интересов в суде по различным категориям споров.

Источник: https://nco77.ru/ano.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.