+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Освобождение от уплаты НДС, уплата налога на прибыль

НДС: самый особенный и сложный налог

Освобождение от уплаты НДС, уплата налога на прибыль

НДС (налог на добавленную стоимость) – это самый сложный для понимания, расчета и уплаты налог, хотя если не вникать глубоко в его суть, он покажется не очень обременительным для бизнесмена, т.к. является косвенным налогом. Косвенный налог, в отличие от прямого, переносится на конечного потребителя.

Каждый из нас может увидеть в чеке из магазина общую сумму покупки и сумму НДС, и именно мы, как потребители, в итоге и платим этот налог. Кроме НДС, косвенными налогами являются акцизы и таможенные пошлины. Чтобы разобраться, в чем сложность администрирования НДС для его плательщика, надо будет понять основные элементы этого налога.

Элементы НДС

Объектами налогообложения НДС являются:

  • реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций, указанных в пункте 2 статьи 146 НК РФ, не признаются объектами налогообложения НДС;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • передача для собственных нужд товаров, работ, услуги, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;
  • ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.

Не облагаются НДС товары и услуги, перечисленные в статье 149 НК РФ.

Среди них есть социально значимые, такие как: реализация некоторых медицинских товаров и услуг; услуги по уходу за больными и детьми; реализация предметов религиозного назначения; услуги по перевозке пассажиров; образовательные услуги и т.

д. Кроме того, это услуги на рынке ценных бумаг; банковские операции; услуги страховщиков; адвокатские услуги; реализация жилых домов и помещений; коммунальные услуги.

Налоговая ставка НДС может быть равна 0%, 10% и 18%. Есть еще понятие «расчетных ставок», равных 10/110 или 18/118. Их используют при операциях, указанных в пункте 4 статьи 164 НК РФ, например, при получении предоплаты за товары, работы, услуги. Все ситуации, при которых применяются определенные налоговые ставки, приводятся в статье 164 НК РФ.  

Обратите внимание: с 2021 года максимальная ставка НДС составит 20% вместо 18%. Расчетная ставка вместо 18/118 составит 20/120.

По нулевой налоговой ставке облагаются операции экспорта; трубопроводный транспорт нефти и газа; передача электроэнергии; перевозки железнодорожным, воздушным и водным транспортом.

По 10% ставке – некоторые продовольственные товары; большинство товаров для детей; лекарства и медицинские изделия, не входящие в перечень важнейших и жизненно необходимых; племенной скот.

Для всех остальных товаров, работ, услуг действует ставка НДС в 18%.

Рассчитать сумму НДС с помощью калькулятора

Налоговая база по НДС в общем случае равна стоимости реализуемых товаров, работ, услуг, с учетом акцизов для подакцизных товаров (ст.154 НК РФ). При этом в статьях со 155 по 162.1 НК РФ приводятся подробности для определения налоговой базы отдельно для разных случаев:

  • передача имущественных прав (ст. 155);
  • доход по договорам поручения, комиссии или агентскому (ст. 156);
  • при оказании услуг перевозок и услуг международной связи (ст. 157);
  • реализация предприятия как имущественного комплекса (ст. 158);
  • выполнение СМР и передача товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд (ст. 159);
  • ввоз (импорт) товаров на территорию РФ (ст. 160);
  • при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ налогоплательщиками – иностранными лицами (ст. 161);
  • с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг (ст. 162);
  • при реорганизации организаций (ст. 162.1).

Налоговым периодом, то есть тем периодом времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате по НДС, является квартал.

Плательщиками НДС признаются российские организации и индивидуальные предприниматели, а также те, кто перемещает товары через таможенную границу, то есть, импортеры и экспортеры. Не платят НДС налогоплательщики, работающие на специальных налоговых режимах: УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН (кроме случаев, когда они ввозят товар на территорию РФ) и участники проекта «Сколково».

Кроме того, могут получить освобождение от уплаты НДС налогоплательщики, которые отвечают требованиям статьи 145 НК РФ: сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг за три предыдущих месяцев без учета НДС не превысила двух млн. рублей. Освобождение не распространяется на ИП и организации, реализующие подакцизные товары.

Что такое вычет по НДС?

На первый взгляд, раз уж НДС надо начислять при реализации товаров, работ, услуг, он ничем не отличается от налога с продаж (с оборота).

Но если мы вернемся к его полному названию – «налог на добавленную стоимость», то становится понятным, что облагаться им должна не вся сумма реализации, а только добавленная стоимость.

Добавленная стоимость – это разница между стоимостью проданного товара, работ, услуг и расходами на приобретение материалов, сырья, товаров, других ресурсов, затраченных на них.

https://www.youtube.com/watch?v=c_rBg8MbJJw

Отсюда становится понятным необходимость получения налогового вычета по НДС. Вычет уменьшает сумму НДС, начисленного при реализации, на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщику при приобретении товаров, работ, услуг. Рассмотрим на примере.

Организация «А» закупила у организации «В» товар для перепродажи стоимостью 7 000 рублей за одну единицу. Сумма НДС составила 1 260 рублей (по ставке 18%), итого цена закупки равна 8 260 рублей.

Далее организация «А» продает товар организации «С» уже по 10 000 рублей за единицу. НДС при реализации равен 1 800 рублей, который организация «А» должна перечислить в бюджет.

В сумме 1 800 рублей уже «скрыт» тот НДС (1 260 рублей), который был оплачен при закупке у организации «В».

По сути, обязательство организации «А» перед бюджетом по НДС равно всего 1 800 – 1 260 = 540 рублей, но это при условии, что налоговые органы зачтут этот входящий НДС, то есть, предоставят организации налоговый вычет. Получение этого вычета сопровождается множеством условий, ниже мы рассмотрим их подробнее.

Кроме вычета сумм НДС, уплаченных поставщикам при приобретении товаров, работ, услуг, НДС при реализации можно уменьшить на суммы, указанные в статье в статье 171 НК РФ. Это НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ; при возврате товара или отказе от выполнения работ, оказания услуг; при уменьшении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др.

Условия получения вычета входного НДС

Итак, какие условия должен выполнять налогоплательщик, чтобы уменьшить сумму НДС при реализации на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщикам или при ввозе товаров на территорию РФ?

  1. Приобретенные товары, работы, услуги должны иметь связь с объектами налогообложения (ст. 171(2) НК РФ). Нередко налоговые органы задаются вопросом – будут ли эти приобретенные товары фактически использоваться в операциях, облагаемых НДС? Еще один подобный вопрос – есть ли экономическая обоснованность (направленность на получение прибыли) при приобретении этих товаров, работ, услуг?
    То есть, налоговый орган пытается отказать в получении налогового вычета по НДС, исходя из своей оценки целесообразности деятельности налогоплательщика, хотя к обязательным условиям вычета входящего НДС это не относится. В итоге, плательщиками НДС подается множество судебных исков на необоснованные отказы в получении вычетов по этому поводу.
  2. Приобретенные товары, работы, услуги должны быть приняты на учет (ст. 172(1) НК РФ).
  3. Наличие правильно оформленной счет-фактуры. В статье 169 НК РФ приводятся требования к тем сведениям, которые должны быть указаны в этом документе. При импорте вместо счет-фактуры факт уплаты НДС подтверждают документы, выданные таможенной службой.
  4. До 2006 года для получения вычета действовало условие о фактической оплате суммы НДС. Сейчас же в статье 171 НК РФ приводятся только три ситуации, при которых право на вычет возникает в отношении именно уплаченного НДС: при ввозе товаров; по расходам на командировки и представительские расходы; уплаченные покупателями-налоговыми агентами. В отношении других ситуаций применяется оборот «суммы налога, предъявленные продавцами».
  5. Осмотрительность и осторожность при выборе контрагента. О том, «Кто в ответе за недобросовестного контрагента?» мы уже рассказывали. Отказ в получении налогового вычета по НДС может быть вызван и вашей связью с подозрительным контрагентом. Если вы хотите уменьшить НДС, который должны уплатить в бюджет, рекомендуем вам проводить предварительную проверку своего партнера по сделке.
  6. Выделение НДС отдельной строкой. Статья 168 (4) НК РФ требует, чтобы сумма НДС в расчетных и первичных учетных документах, а также в счетах-фактурах была выделена отдельной строкой. Хотя это условие и не является обязательным для получения налогового вычета, надо отслеживать его наличие в документах, чтобы не вызывать налоговые споры.
  7. Своевременное выставление поставщиком счет-фактуры. Согласно статье 168 (3) НК РФ счет-фактура должна быть выставлена покупателю не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг. Удивительно, но и тут налоговые органы видят причину для отказа в получении покупателем налогового вычета, хотя требование это относится только к продавцу (поставщику). Суды же по этому вопросу занимают позицию налогоплательщика, резонно отмечая, что пятидневный срок выставления счет-фактуры не является обязательным условием для вычета.
  8. Добросовестность самого налогоплательщика. Здесь уже надо доказать, что сам плательщик НДС, желающий получить вычет, является добросовестным налогоплательщиком. Поводом для этого является все то же постановление Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. N 53, которое определяет «пороки» контрагента. В пунктах 5 и 6 этого документа содержится перечень обстоятельств, которые могут указывать на необоснованность налоговой выгоды (а вычет входного НДС тоже является налоговой выгодой)

    Подозрительными, по мнению ВАС, являются:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций;
  • отсутствие условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в указанном объеме;

Источник: https://www.regberry.ru/nalogooblozhenie/nds

Взгляд в будущее: как поправят налоговое законодательство

Освобождение от уплаты НДС, уплата налога на прибыль

Госдивиденды. Функцию контроля за уплатой госдивидендов, т. е. части чистой прибыли (дохода) государственными унитарными предприятиями собираются возложить на фискалов. В связи с этим в НКУ будут прописаны сроки предоставления отчетности по госдивидендам и правила ее предоставления.

Налоговая отчетность. Также планируется установить, чтобы финотчетность, как и отчетность по НДС, подавалась исключительно в электронной форме (п. 49.4 НКУ).

Жалобы. Законодатели собираются дать право налогоплательщикам обжаловать решения ГНСУ в Апелляционном совете по вопросам рассмотрения жалоб налогоплательщиков (см. ст. 561 НКУ).

Уплата обязательств. Планируют установить перенос предельного срока уплаты налоговых обязательств, если он приходится на выходной или праздничный день, на операционный (банковский) день, следующий за таким выходным или праздничным днем (п. 57.1 НКУ). На сегодня переносится только дата предоставления отчетности. Уплатить налоги позднее без штрафа невозможно.

Штрафные санкции. Законодатели собираются увеличить размер штрафа:

— за нарушение установленного порядка взятия на учет (регистрации) в контролирующих органах для самозанятых лиц — со 170 грн. до 680 грн., для юрлиц — с 510 грн. до 2040 грн.;

— за несообщение ФЛП о своем статусе банку при открытии счета — с 340 грн до 1360 грн. за каждый случай несообщения (п. 118.3 НКУ);

— за непредоставление ф. № 1ДФ или искажение данных в ней или предоставление данных не в полном объеме — с 540 грн. до 2040 грн. (п. 119.1 НКУ);

— за непредоставление или несвоевременное предоставление налоговой декларации — со 170 грн. до 680 грн. (п. 120.1 НКУ);

— за нарушение сроков хранения первичных документов, учетных и других регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, других документов — с 510 грн. до 2040 грн. (п. 121.1 НКУ).

В то же время планируются и положительные нововведения:

— во-первых,

за несвоевременную уплату налоговых обязательств размер штрафа, наоборот, уменьшится

Так, за просрочку уплаты в срок до 30 дней он будет составлять 5 % (на сегодня — 10 %) суммы погашенного налогового долга, а за просрочку уплаты больше 30 дней — 10 % (на сегодня — 20 %);

— во-вторых, избежать штрафных санкций можно будет в случае, если нарушение законодательства будет вызвано ошибкой в работе электронного кабинета.

Но, чтобы получить такое освобождение, нужно, чтобы его возникновение признал техадминистратор и/или методолог электронного кабинета или наличие такой ошибки было признано в сообщении на официальном веб-портале ГНСУ, или ее существование подтверждено решением суда (п.п. 112.8.7 НКУ).

Это далеко не все новости, которые касаются штрафов и пени.

НДС

Штраф за нерегистрацию НН. Собираются заставить всех плательщиков НДС к обязательной регистрации компенсирующих, распределительных, освобождающих и нулевых (операции, облагаемые налогом по ставке 0 %) НН/РК. При этом делать это они решили через голову.

А именно путем введения штрафа за просрочку предельного срока их регистрации в размере 3400 грн. при регистрации таких НН в ЕРНН (п. 1201.1 НКУ) и за отсутствие регистрации таких НН/РК в размере 1020 грн. (п. 1201.2 НКУ).

Отчетный период. Еще одной неприятной новостью для плательщиков НДС станет отмена квартального отчетного периода. Значит, все плательщики НДС, и в том числе плательщики ЕН (которые сейчас могут отчитываться ежеквартально), наверняка будут отчитываться исключительно ежемесячно (п. 202.2 НКУ).

Регистрация НДС. Наибольшим нововведением при регистрации плательщиком НДС станет подача заявления на регистрацию лишь в электронном виде (п. 183.7 НКУ). А также изменение сроков подачи документов для регистрации плательщиков НДС.

База налогообложения.

Законодатели собираются вычеркнуть из суммы договорной стоимости, являющейся базой для начисления НДС, возмещение ущерба (кроме упущенной выгоды), которое получено плательщиком налога в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения договорных обязательств (п. 188.1 НКУ). А это может стать хорошей зацепкой при доказательстве фискалам, что на сумму возмещения убытков НДС не начисляется.

Экспорт. Еще один неприятный сюрприз — заставить экспортеров начислять минбазные налоговые обязательства при экспорте товаров.

Делать это придется, когда при экспорте будет выявлено, что цена приобретения экспортируемых товаров (обычная цена для самостоятельно изготовленных товаров) превышает их договорную (контрактную) стоимость, указанную в ТД (п.

198.8 НКУ). Однако по какой ставке следует начислять такие минбазные обязательства, не сказано.

Известно только то, что для таких операций не прописали отдельного объекта налогообложения.

А поскольку налогооблагаемая операция в данном случае одна — вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины, то и НДС следует доначислять по экспортным правилам — по ставке НДС 0 %.

В то же время не исключено, что налоговики посчитают иначе, поскольку они и без такой спецнормы раньше пытались облагать налогом убыточный экспорт по ставке 20 %.

Срок регистрации НН. Законодатели хотят установить отдельный срок регистрации сводных компенсирующих и распределительных НН.

Такие НН можно будет регистрировать в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем месяца, в котором они составлены (п. 201.10 НКУ). Все другие НН регистрируют в привычные сроки. Возможно, таким образом налоговики пытаются уменьшить количество проблем при регистрации таких НН.

Налог на прибыль

Дивидендные авансовые взносы. Законодатели намереваются прописать отдельно в НКУ правила уплаты авансового взноса по налогу на прибыль из приравненных к дивидендам платежей (новый п.п. 57.11.2.2 НКУ). Что это за платежи, будет прописано в п.п. 14.1.49 НКУ.

В основном сюда попадут доходы, которые выплачиваются в пользу связанного лица — нерезидента или нерезидентам, в том числе при осуществлении операций по нерыночным условиям.

Следовательно, возможно, кое-кому придется не только уплачивать авансовый взнос с обычных дивидендов, но и с платежей, которые к ним приравнены.

Плательщики налога. Планируется расширить круг плательщиков налога на прибыль. Так, в их когорту собираются включить (пп. 133.1, 133.5 НКУ):

— юрлиц-упрощенцев и ФЛП, в том числе ФЛП — плательщиков ЕН, а также независимых профессионалов при выплате доходов (прибылей) нерезиденту с источником их происхождения из Украины (их перечень ищите в п. 141.4 НКУ).

Хотя и на сегодня такие лица должны удержать налог на прибыль с доходов нерезидента и по итогам отчетного периода, в котором произведены такие выплаты, подать декларацию по налогу на прибыль с приложением ПН (см. письмо ГФСУ от 08.11.2021 г. № 4735 /Л/99-99-13-01-02-14/ІПК // «Налоги и бухгалтерский учет», 2021, № 14, с. 4);

— юрлиц — плательщиков ЕН в случае получения откорректированной прибыли контролируемой иностранной компании (что это за компании, указано в ст. 392 НКУ).

Отчетный период. Решили также подкорректировать и правила подачи отчетности по налогу на прибыль разными плательщиками.

Так, первое, что планируется сделать, — это выбросить из п.п. 137.4.1 НКУ упоминание об ст. 209 НКУ (она утратила силу еще с 01.01.2021 г.

) и тем самым дать право аграриям — плательщикам налога на прибыль выбрать для отчетности или обычный годовой отчетный период, или специфический годовой отчетный период, который начинается с 1 июля прошлого отчетного года и заканчивается 30 июня текущего отчетного года. Из-за упоминания об ст.

209 НКУ налоговики уже два года считают, что аграрии должны отчитываться только за обычный годовой отчетный период, а некоторые фискалы так вообще иногда считают, что аграрии-высокодоходники должны отчитываться ежеквартально (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2021, № 9, с. 3, № 28, с. 7).

Кроме того, из-за того что законодатели включили упрощенцев в когорту плательщиков налога на прибыль (см. выше),

для плательщиков ЕН вводится только годовой отчетный период (п. 137.5 НКУ)

На сегодня одних упрощенцев вынуждают отчитываться за квартал, а других — за год (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2021, № 28, с. 7), после этих изменений все будет однозначно — год и точка.

Статус неприбыльности.

Для того, чтобы быть неприбыльной организацией, жилищно-строительные кооперативы не должны будут соблюдать требование о наличии в их учредительных документах условия о передаче активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида, или зачислении в доход бюджета в случае прекращения юрлица (в результате его ликвидации, слияния, деления, присоединения или преобразования).

Объект налогообложения. На перспективу в связи с возможной легализацией игорного бизнеса законодатели намереваются включить в налогооблагаемый доход плательщиков, которые занимаются игорным бизнесом, доход, полученный от азартных игр с использованием игровых автоматов (п.п. 134.1.6 НКУ).

Амортизационные разницы. Зацепят эти нововведения также и правила расчета налога на прибыль.

Так, теперь прямо в НКУ будет указано, что амортизация не рассчитывается за период неиспользования (эксплуатации) ОС в хозяйственной деятельности в связи с их модернизацией, реконструкцией, достройкой, дооборудованием, улучшением и консервацией.

То есть при определении амортизационных разниц нужно будет внимательно относиться к такой детали. Хотя если такие операции будут происходить в течение одного месяца, то, на наш взгляд, прекращать начисление амортизации необходимости нет.

https://www.youtube.com/watch?v=jNWAI0s5fTM

Как видим, к случаям прекращения начисления амортизации законодатели не относят временное неиспользование в хоздеятельности ОС. А потому у плательщиков будет больше аргументов, чтобы убедить фискалов (см. письма ГФСУ от 02.07.2021 г. № 3031/6/99-99-15-02-02-15/ІПК

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2021/september/issue-74/article-76814.html

Освобождение от уплаты НДС: да здравствует свобода!

Освобождение от уплаты НДС, уплата налога на прибыль

Организации и индивидуальные предприниматели, которые находятся на общем режиме налогообложения, признаются плательщиками НДС. Обязанность эта не слишком приятная, поэтому если есть возможность получить освобождение от уплаты НДС, то ей стоит воспользоваться.

Однако если бы все могли не платить НДС, то за счет чего же пополнялись бы бюджеты? Поэтому далеко не каждый желающий сможет получить освобождение, а только те организации и ИП, которые отвечают определенным требованиям. Каким же?

 Кто имеет право на освобождение?

Процедура освобождения от НДС регулируется ст.145 НК. Право на него имеют организации и ИП, которые отвечают следующим условиям:

— с момента регистрации прошло хотя бы 3 месяца;

— выручка (без НДС) за 3 предыдущих месяца в совокупности не более 2 млн. руб.;

— отсутствует реализация подакцизных товаров или при одновременной продаже подакцизных и неподакцизных товаров ведется раздельный учет операций по ним.

Обратите внимание: есть ситуации, на которые освобождение не распространяется, в частности:

— импорт товаров в РФ;

— исполнение обязанностей налогового агента (продажа товаров иностранным покупателям, аренда муниципального и государственного имущества).

Минфин настаивает, что расчет выручки за предыдущие 3 месяца учитывает выручку в полном объеме (кроме авансов и выручки по товарам, которые приобретаются налоговыми агентами):

— от реализации как подакцизных, так и неподакцизных товаров;

— от операций, которые не облагаются НДС (ст.149);

— от операций, которые объектами налогообложения по НДС не признаются (п.2 ст.146 НК).

Пример. ИП Кулешов находится на общей системе налогообложения. Выручка без НДС за февраль 2012 года составила 500 000 руб, за март – 400 000 руб., за апрель – 600 000 руб. С 1 мая Кулешов может воспользоваться освобождением от уплаты НДС.

Перед тем, как «освобождаться»

Перед тем, как применять освобождение от уплаты НДС, придется восстановить НДС, который был принят к вычету ранее по оставшимся у организации или ИП материальным запасам, основным средствам, нематериальным активам, приобретенным для облагаемых НДС операций. Это делается в последнем периоде, когда НДС его уплачивается.

НДС по недоамортизированным основным средствам восстанавливается с остаточной стоимости.

НДС, который был уплачен с авансов, полученных от покупателей, можно вернуть, если вы еще плательщик НДС и покупатель согласен:

— расторгнуть договор и в полном объеме возвратить аванс;

— или внести изменения в условия о цене договора, тогда возвращается только авансовый НДС.

После начала действия освобождения уплаченный с аванса НДС уже нельзя принимать к вычету. Если покупатель не согласен изменить договор, то при отгрузке выставляется счет-фактура с НДС.

Документы на освобождение

Не позже 20 числа месяца, начиная с которого организация или ИП рассчитывает  получить освобождение, в налоговую инспекцию предоставляется пакет документов:

— письменное уведомление по форме, утвержденной приказом МНС № БГ-3-03/342 от 04.07.2002 г.

— для организаций – выписка из бухгалтерского баланса;

— выписка из книги продаж;

— для ИП выписка из книги учета доходов и расходов;

— копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Получить освобождение можно с любого месяца года, а не только с начала нового квартала.

Освобождение предоставляется на фиксированный период – 12 последовательных календарных месяцев. С момента освобождения входной НДС необходимо учитывать в стоимости товаров (основных средств, материалов, работ и услуг).

В период 12 месяцев, на который организация или ИП получили освобождение, им не придется:

— начислять и уплачивать налог на добавленную стоимость;

— выставлять покупателям авансовые счета-фактуры;

— представлять в налоговую инспекцию декларации по НДС (если отсутствуют операции по импорту и обязанности налогового агента по НДС).

Однако, несмотря на освобождение, некоторые обязанности по НДС у налогоплательщика остаются. Среди них:

— выставление покупателям отгрузочных счетов-фактур, в которых делается пометка «без НДС»;

— ведение книг покупок и продаж, журнала полученных и выставленных счетов-фактур;

— предоставление декларации по НДС за квартал, в котором имело место:

— выставление счета-фактуры с выделенной суммой налога;

— исполнение обязанности налогового агента по НДС;

— уплата НДС при ввозе товаров из-за границы.

Продлеваем или расстаемся с освобождением

После окончания периода освобождения, если возможность его применения еще остается, нужно принять решение, будете ли вы дальше пользоваться освобождением или нет.

Вне зависимости от принятого решения, не позже 20 числа месяца, следующего за периодом освобождения, в налоговую инспекцию предоставляется тот же пакет документов, который подавался на освобождение.

Дело в том, что инспекция будет проверять, нет ли превышения за каждые 3 месяца пользования освобождением.

Внимание:

Вместе с остальным пакетом документов при продлении освобождения подается заявление о продлении, при отказе – уведомление об отказе.

До истечения периода 12 месяцев, на которые получено освобождение, добровольно отказаться от него нельзя. Даже если вы начнете выставлять покупателям счета-фактуры с выделенным НДС, то принять к вычету входной НДС невозможно.

Однако право на освобождение можно потерять, если:

— выручка за 3 последовательных месяца превысит 2 млн. руб.;

— возникнут операции по реализации подакцизных товаров.

Контроль размера выручки производится и в те месяцы, которые находятся за рамками периода освобождения. Это очень важно. Рассмотрим пример.

ООО «Шанс» подало заявление на освобождение от уплаты НДС с 1 мая 2011 года. Первый период освобождения был предоставлен с 1 мая 2011 года по 30 апреля 2012 года. За февраль 2012 года выручка составила 200 000 руб., за март — 500 000 руб., за апрель – 1 000 000 руб. Общая сумма выручки – 1 700 000 руб. за эти 3 месяца, лимит не превышен.

С 1 мая 2012 года продлено освобождение от уплаты НДС еще на 12 месяцев. Далее выручка составила за май – 500 000 руб., за июнь – 700 000 руб., за июль – 700 000 руб. и т.д. В периоде освобождения с 1 мая по 30 апреля лимит выручки за каждые 3 месяца не превышен. Но есть превышение лимита в периоде, который находится на границе периодов освобождения – с апреля по июнь (2 200 000 руб.).

Поэтому право на освобождение потеряно с июня 2012 года.

Также организациям и ИП, которые в момент освобождения от НДС переходят на специальный налоговый режим (УСН или ЕНВД), будет интересен вывод Президиума ВАС из постановления №13243/08 от 27.10.09 г.

Если на момент наступления срока для подтверждения права на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС, организация или ИП не являются плательщиками НДС (перешли на УСН), на них не распространяется обязанность по представлению документов, определенных ст. 145 НК РФ.

Таким образом, применение освобождения от НДС на деле оказывается достаточно трудоемким, поэтому по возможности предпочтение отдается использованию УСН. Однако освобождение может пригодиться в том случае, когда использование УСН невозможно. Главное – не забывать вовремя подтверждать свое право и контролировать размер выручки.

Источник: http://pommp.ru/nalogi/osvobozhdenie-ot-uplatyi-nds-da-zdravstvuet-svoboda/

Проект новой редакции Налогового кодекса

Освобождение от уплаты НДС, уплата налога на прибыль

Минфин совместно с ГНК при участии Международного валютного фонда, Всемирного банка, международных и национальных экспертов подготовил проект Налогового кодекса в новой редакции.

Этот законопроект очень ждали. Он станет основой новой налоговой системы, которая должна быть приближена к международным стандартам. Действующая редакция НК значительно обновлена с этого года. Но в ней остались «родимые пятна» старых подходов:

  • множественность налоговых режимов для различных видов деятельности;
  • декларативность прав налогоплательщика;
  • непрозрачность форм налогового контроля, который одинаково распространялся на всех налогоплательщиков вне зависимости от их законопослушности.

По заявлению разработчиков, они постарались решить эти проблемы. Насколько у них это получилось, специалисты оценят после внимательного изучения выставленного на общественное обсуждение законопроекта. Но уже сейчас очевидны следующие положительные изменения.

1. «Зеленый коридор» – для доб­росовестных

В основу всех контрольных мероприятий закладываются результаты риск-анализа. Если предприниматель вовремя сдает отчетность и платит налоги, его налоговая нагрузка находится на среднем для вида деятельности уровне, к нему у налоговиков не будет вопросов по определению.

Определять их станет не налоговый инспектор, а компьютерная программа, разработанная с привлечением специалистов международных организаций.

Если же налогоплательщика отнесут к средней или высокой группе риска, внимание налоговиков к нему будет повышенным. Оно будет облачено в четкую правовую форму 1-го из 3-x контрольных инструментов: камеральный контроль, выездные проверки, налоговый аудит.

Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля и выездных проверок, налогоплательщик сможет исправить сам без штрафных санкций. Придется заплатить только пени.

Штрафные санкции (кроме пени), судебные процессы и другие неприятные последствия предусмотрены только по результатам налогового аудита, который придет на смену ревизиям. При этом размеры санкций будут дифференцированы в зависимости от вида налогового правонарушения.

2. Налогоплательщик должен ­обезопасить себя при выборе контрагента

Проект вводит новое понятие – должная осмотрительность. При выборе контрагента вы должны будете удостовериться, что он не является фирмой-однодневкой. Для этого необходимо будет проверить:

  • стоит ли контрагент на учете в налоговых органах;
  • владеет ли производственной базой;
  • есть ли персонал;
  • каковы его финансовое состояние и деловая репутация;
  • способен ли он исполнить обязательства.

Сделки с недобросовестными контрагентами могут привести к доначислению налогов.

3. Госбюджет будет выплачивать пени налогоплательщикам

Вводится ответственность налоговых органов за неправомерное доначисление налогов, применение финансовых санкций и задержки с возвратом излишне уплаченных сумм налогов. В этих случаях уже госбюджет будет выплачивать налогоплательщикам пеню.

Например, у вас через инкассо сняты деньги по несуществующей недоимке. Или вы «по просьбе» налоговиков сделали переплату в бюджет. В подобных ситуациях государство уплатит бизнесу проценты за каждый день «пользования» его деньгами. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ.

4. Государство вернет отрицательное сальдо по НДС

Сегодня отрицательное сальдо по НДС возвращается только экспортерам. Согласно предлагаемым изменениям оно будет выплачиваться всем плательщикам после проведения камеральной проверки. Ее не надо будет проходить экспортерам, крупным налогоплательщикам и предприятиям, представившим банковскую гарантию.

5. НДС по основным средст­вам – сразу в зачет

Бизнес сможет единовременно засчитывать НДС при приобретении (возведении) объектов основных средств, включая объекты недвижимости. Это поможет сохранить в пользовании предприятия 20 % их стоимости. Например, при приобретении здания стоимостью 3 млрд сум. входной НДС составит 600 млн. Эту сумму предприятие сможет сразу зачесть – удержать из НДС, полученного от своего покупателя.

В настоящее время зачет можно сделать равными долями в течение 12 месяцев, а по объектам недвижимости – в течение 36 месяцев. То есть, ежемесячно предприятие в нашем примере вправе засчитывать только 16,7 млн сум. Разница очевидна!

6. Упрощенного НДС может не быть

Из Налогового кодекса предлагается исключить упрощенный порядок НДС. Он невыгоден предприятиям, поскольку не позволяет им засчитывать входной налог. Фактически упрощенный НДС – это тот же ЕНП, только по повышенным ставкам. Он будет не нужен и в связи с переходом сельхозпроизводителей на уплату общеустановленного налога. Это позволит тем же предприятиям общепита брать в зачет входной НДС.

7. Перечень плательщиков НДС расширяется

К числу плательщиков НДС прибавятся:

  • сельхозпроизводители. При этом им предоставлены льготы – нулевая ставка по налогу на прибыль и освобождение от налога на имущество;
  • рынки;
  • адвокатские бюро и фирмы;
  • постоянные учреждения иностранных юридических лиц;
  • уполномоченный государственный орган, который будет исчислять и перечислять в бюджет НДС с предоставления госимущества в аренду.

8. Безвозмездно переданное имущество или оказанные услуги можно не облагать НДС

Но только при одном условии – безвозмездность должна быть экономически оправданной. Это означает, что вы бесплатно передаете имущество или оказываете услуги:

1) в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода;

2) для сохранения или развития предпринимательской деятельнос­ти. И связь расходов с предпринимательской деятельностью четко обоснована.

9. Предлагается ввести «налог на Google»

Узбекистан хочет установить НДС для иностранных организаций, оказывающих физлицам услуги в элект­ронной форме. В проекте для этого предусмотрена специальная глава. Такие международные компании, как Google, Yandex, Alibaba и другие, с 1 января 2021 года должны будут:

  • состоять на учете в налоговом органе;
  • сдавать ежемесячно отчетность через персональный кабинет налогоплательщика;
  • рассчитывать и платить НДС со стоимости услуг, оказываемых физическим лицам Узбекистана в электронной форме.

10. Прогнозы прибыли и справки по текущим платежам уходят в прошлое

Налогоплательщики больше не будут сдавать справки по текущим платежам. Причем все, но по разным причинам.

https://www.youtube.com/watch?v=IMMtqL7Xm60

Предприятия с совокупным доходом за налоговый период до 5 млрд сум. их не сдают, поскольку авансовые платежи для них не предусмотрены.

А все остальные делают авансовые платежи. Но так как методика расчета упрощена и зафиксирована в НК, прогнозировать прибыль и сдавать справки будет не нужно.

11. Расходы должны быть об­основанными

В соответствии с проектом при определении налоговой базы по налогу на прибыль из совокупного дохода предприятий будут вычитаться все экономически оправданные затраты. Это любые затраты при условии, что они:

1) произведены в целях осуществ­ления деятельности, направленной на получение дохода;

2) необходимы или служат для сохранения и развития такой предпринимательской деятельности и связь расходов с предпринимательской дея­тельностью четко обоснована;

3) вытекают из положений законодательства.

12. Инвестиционный вычет поможет сэкономить на налоге на прибыль

При расчете налога на прибыль предприятие вправе будет сделать инвестиционный вычет в размере:

  • 10 % от стоимости нового технологического оборудования, расходов на модернизацию, техническое, технологическое перевооружение производства;
  • 10 % от стоимости программного обеспечения отечественного производства в рамках инвестиционных проектов по созданию информационных систем;
  • 5 % от суммы средств, направляемых на расширение производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд.

Напоминаем: проект кодекса доступен для изучения и обсуждения на портале СОВАЗ. И всем заинтересованным лицам нужно внимательно вчитаться в его текст, чтобы помочь выловить нечеткие формулировки и возможные недоработки.

БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА

Кроме сокращения количества налогов, новая редакция НК направлена на усиление защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков.

В представленном проекте в соответствии с Концепцией совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан максимально упрощено применение норм налогового законодательства. Для этого:

  • сокращено количество налогов и других обязательных платежей;
  • отменены специальные налоговые режимы для рынков, сельскохозяйственных товаропроизводителей, адвокатских бюро и фирм, а также лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность. Количество специальных налоговых режимов уменьшится с 3 до 1;
  • из состава Налогового кодекса выведены разделы, регулирующие уплату государственной пошлины, сборов за право продажи отдельных видов товаров (алкогольная продукция);
  • устранены пробелы в налоговом регулировании, более полно разъяснены применяемые термины, в связи с чем количество статей Налогового кодекса существенно увеличилось. Это позволит уменьшить количество спорных ситуаций применения налогового законодательства на практике.

Большая часть изменений в новой редакции Налогового кодекса направлена на усиление защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков. В этих целях, в частности:

  • обеспечена «нейтральность» влияния налога на добавленную стоимость на финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства за счет возмещения отрицательной суммы налога из бюджета, что потребует дополнительных бюджетных расходов. Также вводится единовременный зачет НДС при приобретении (возведении) объектов основных средств, включая объекты недвижимости;
  • налогоплательщики смогут применить единовременные амортизационные вычеты при приобретении технологического оборудования или объектов недвижимости;
  • отменяются справки по авансовым платежам по налогу на прибыль. Авансовые платежи будут рассчитывать только крупные налогоплатель­щики;
  • отменяется обложение убытков при продаже товара (работ, услуг) ниже себестоимости;
  • повышается ответственность налоговых органов за неправомерное доначисление налогов или применение финансовых санкций, несвое­временный возврат излишне уплаченных субъектами предпринимательства сумм налогов. В этих случаях бюджет будет выплачивать налогоплательщикам пеню за каждый день просрочки.

Законопроект предусматривает новый порядок проведения налогового контроля, успешно апробированный в мировой практике. Для этого усовершенствованы его формы и механизмы. цель – помочь добросовестным налогоплательщикам выявить субъектов, уклоняющихся от исполнения налогового обязательства. Она достигается за счет:

  • детализации прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов;
  • введения понятия «должная осмотрительность», что должно сократить возможности применения «налоговых схем»;
  • неприменения мер налогового контроля к налогоплательщикам, которые будут определены как добросовестные по результатам риск-анализа, проводимого программными продуктами без учас­тия инспектора;
  • упрощения форм налогового контроля: камеральный контроль, выездная проверка и налоговый аудит. При этом предусматривается, что штрафные санкции будут применяться только по результатам налогового аудита;
  • установления дифференцированных размеров штрафных санкций в зависимости от вида налогового правонарушения.

В проекте Налогового кодекса предусмотрены налоговые ставки по налогам, за исключением акцизного налога, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами. Ставки по данным видам налогов будут утверждаться ежегодно Законом Республики Узбекистан «О государственном бюджете».

В целом, проект новой редакции Налогового кодекса основан на проверенных практикой принципах и подходах взимания налогов, передового опыта других стран. В частности, в работе над ним использован опыт стран СНГ и Европейского союза.

Принятие Налогового кодекса в новой редакции позволит еще больше приблизить налоговую сис­тему Узбекистана к международным стандартам, сделать ее проще и понятнее для национальных и иностранных инвесторов, обеспечив при этом высокий уровень защиты прав законопослушных налогоплательщиков.

Редакция проекта нового Налогового кодекса, размещенного на портале СОВАЗ, предлагается к широкому обсуждению предпринимателями, юристами, налоговыми консультантами, аудиторами и бухгалтерами.

Соб. инф.

Источник: https://gazeta.norma.uz/publish/doc/text153757_proekt_novoy_redakcii_nalogovogo_kodeksa?paper=ntv

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.