+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Работа водителем по трудовому договору: графики работы (сменности)

Содержание

График работы водителей по Трудовому Кодексу

Работа водителем по трудовому договору: графики работы (сменности)

Работа, связанная с движением транспортных средств, занимает особое место среди прочих, так как отличается высоким уровнем опасности. Профессия водителя, как ни одна другая, требует повышенного внимания и концентрации при исполнении обязанностей.

Подобная работа имеет разъездной характер. Вследствие совокупности этих факторов для водителей разработан особый график работы, направленный на максимальную безопасность перевозчика и пассажиров.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации:

В настоящий момент вопрос о режиме труда и отдыха за рулём нормируется и контролируется очень жестко. Для того, чтобы контролировать режим работы за рулём, транспортное средство обязательно оснащается тахографом.

Невыполнение данного требования собственниками транспортных средств и руководителями предприятий приводит к начислению штрафов и прочих взысканий. Однако практика показывает, что достоверными и актуальными знаниями того, как именно регулируется время работы и перерывов, владеют далеко не все сотрудники – и, что ещё печальнее, работодатели.

Основной документ, в котором прописаны основные нюансы касательно данного вопроса, утверждён Минтрансом России (Приказ № 15 от 20.08.2004г.). При составлении графиков работы водителей следует учитывать все законодательные моменты.

Водитель должен еще и соответствовать профстандарту. Подробнее об этом в этой статье.

Время работы

Итоговый объём времени работы не ограничивается количеством часов, проведённых исключительно за рулём.

Он складывается из таких составных частей, как:

  1. Собственно управление автомобилем или автобусом;
  2. Регламентированные перерывы на отдых;
  3. Организация работ по подготовке к рейсу и окончанию транспортировки. Для дальних расстояний в расчёт также берётся время, затраченное в транзитной точке;
  4. Время, отведённое для прохождения предрейсовой медицинской комиссии;
  5. Простой под грузовыми и пассажирскими операциями (погрузка-выгрузка, посадка-высадка);
  6. Простои – в случае, если они имели место по обстоятельствам, не зависящим от работника;
  7. Время, затраченное на устранение неисправностей автомобиля в пути следования (если устранялись в пути без разборки механизма);
  8. При осуществлении дальних поездок, когда перевозку производят два водителя – время, проведённое не за рулём;
  9. Время, которое понадобилось на охрану груза в точках следования;
  10. Прочие моменты, прописанные в нормативных актах.

Некоторые элементы из вышеперечисленных могут оплачиваться в неполном размере – при трудоустройстве нужно обращать внимание на договор. Так, время, необходимое на охрану груза, допускается оплачивать лишь на 30%. Возможна также оплата лишь на 50 % при отсутствии управления на работе транспортом.

Обратите внимание! Бывают недобросовестные работодатели, которые требуют совмещать регламентированные перерывы на отдых со временем, отведённым для обеденного приёма пищи. Данное требование абсолютно незаконно!

Виды учёта

В зависимости от характера работы и дальности рейсов, учёт времени работы делится на два вида:

  1. Ежедневный учёт. Этот тип учёта довольно прост. Максимальная длительность времени работы должна укладываться в рамки приведённой в Трудовом Кодексе нормы – 40 часов в неделю. Так, при пяти днях работы в неделю это 8 часов в день, при шести – соответственно не более 7 часов в день.
  2. Суммированный учёт. Используется в ситуациях, когда из-за специфики обязанностей невозможно уложиться по часам в недельную норму. Суть этого вида учёта заключается в том, что на протяжении дня или недели часы допустимо отработать больше нормы – главное, чтобы норма часов не была превышена за месяц (или другой отчётный период).

При введении данного учёта времени обязательно независимое мнение организации профсоюза.

Сколько часов в день может работать водитель, понятно из таблицы (кликабельно):

При суммированном учёте времени допускается отрабатывать максимум 10 часов в день. В определённых исключительных случаях это число может увеличиваться до 12:

  • Водителям, которые заняты на пассажирских перевозках в городе или пригороде;
  • Водителям, которые заняты на дальних расстояниях – для того, чтобы организовать возможность добраться до места отдыха.

Обязательный момент – количество отработанных часов за две недели в сумме должно уложиться в норму 90 часов.

Важно! При увеличении часов времени работы долю времени, проведённого за рулём, допустимо увеличить не больше, чем до 10 часов два раза в неделю.

Режим отдыха

Время, отведённое на отдых, складывается из таких частей, как:

  1. Перерыв для приёма пищи – обычно выделяется в процессе смены в удобное время и может длиться до 2 часов. В случае, когда время работы за день более 8 часов, таких перерывов может быть и два – главное, чтобы их общая длительность была от 30 минут до 2 часов.
  2. Междусменный отдых – минимальное время такого отдыха должно превышать время рабочей смены в 2 раза.
  3. Выходные дни – должны занимать не менее 42 часов непосредственно перед междусменным отдыхом или после него.

Обратите внимание! При ежедневном учёте времени выходной составляет 57 часов.

В выходные дни допускается выход водителя на работу в некоторых ситуациях с его согласия, которое подтверждается письменно.

Посмотрите видео о нормировании графика водителей:

График может делиться на такие виды, как:

  1. Сменный. Сотрудники выходят в смену на основании разработанных заранее графиков, утверждённых работодателем – они составляются каждый месяц. Для дальних рейсов, когда вернуться из поездки за период, отраженный в графике невозможно, работнику даётся задание по выполнению нормативов на время в дороге и стоянки.
  2. Разрывной. Вводится тогда, когда интенсивность перевозок на протяжении дня неравномерна. Сменное время делится на несколько частей для того, чтобы в сумме оно укладывалось в регламентированные рамки без переработки. Первый перерыв во время такой смены может быть не раньше, чем через 4 часа с момента начала смены.
  3. Ненормированный. При таком режиме сотрудник может привлекаться к работе по мере необходимости. Для такого графика зачастую характерен суммированный учёт времени.

В ситуациях, когда есть необходимость находиться в поездке больше 12 часов, в смену заступают два работника. Транспортное средство при этом требуется оснастить местом для сна.

Сотрудникам, занятым на пассажирских перевозках по городу или пригороду, может устанавливаться разрывной график работы при условии их согласия. При этом перерыв организуется в специальном месте отдыха.

Для дальнобойщиков и водителей, обслуживающих пассажирский транспорт дальнего следования целесообразнее всего применять суммированный учёт при сменном виде графика работы.

Посмотрите, сколько часов в день должен ехать дальнобойщик по тахографу:

Водители городского и пригородного транспорта обычно работают по сменному или разрывному графику в зависимости от напряженности и специфики работы – учёт времени при этом удобно вести ежедневный.

Для водителей легковых автомобилей и работников с категорией С, занятых служебными перевозками, зачастую применяется ненормированный рабочий день и суммированный учёт времени.

Образец графика сменности водителей на несколько месяцев (кликабельно):

Расчётное время труда и отдыха водителей находится на строгом контроле и должно исчисляться в полном соответствии с действующей нормативной документацией.

Для контроля соблюдения условий и требуется применять тахографы, которыми обязательно должны быть оборудованы грузовые автомобили, числящиеся за физическим или юридическим лицом, осуществляющим перевозку.

За несоблюдение режима труда предусмотрены взыскания в виде административных штрафов. Сумма их может варьироваться от 1 000 рублей до 3 000 рублей.

Данный порядок не используется по отношению к владельцам личных автомобилей, но, хотя в таком случае штрафов за слишком долгое нахождение за рулём не начисляется, следует помнить – отдых во время поездки обязателен! Чрезмерное утомление водителя за рулём может повлечь за собой опасные ситуации на дороге и привести к дорожно-транспортным происшествиям.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
Это быстро и бесплатно!

Источник: https://bizakon.ru/kadry/grafik-raboty-voditelej.html

Сменный график работы по ТК РФ – норма часов и порядок оформления

Работа водителем по трудовому договору: графики работы (сменности)

Потребности современного общества диктуют выход за рамки стандартного рабочего дня для обеспечения максимальной эффективности предприятий и учреждений. В этой статье пойдет речь об условиях составления и введения сменного графика, о том, как вести учет рабочего времени, о тонкостях и нюансах законодательного оформления сменного режима работы.

Законодательная база

Статьей 103 Трудового кодекса РФ приводятся понятие сменной работы и основания введения  сменного графика труда. Законодатель относит к причинам введения работы по сменам следующие объективные обстоятельства:

  1. Длительность производственного процесса, связанного с технологическими особенностями, при котором неизбежно превышение допустимой продолжительности ежедневного труда. Либо с острой потребностью общества в круглосуточном оказании некоторых услуг. Например: организации, оказывающие охранные услуги (ЧОП/ЧОО); круглосуточная неотложная медицинская помощь.
  2. Необходимость высокоэффективной эксплуатации технического оборудования, большее количество продукции, определенных услуг. Например, круглосуточная работа магазинов и столовых.

Таким образом, посменный график труда широко применяется в разных областях: в сфере обслуживания населения, на непрерывных производствах, где задействован конвейеры, производственные линии, остановка которых экономически нецелесообразна.

Согласно трудовому законодательству график сменности – это документ, регулирующий вопросы начала и окончания работы, вид смены (дневная, ночная и т.д.), продолжительности перерывов для отдыха и питания.  Сменный график представляет собой работу в 2, 3 или 4 смены.

Составляем график сменности

Для корректного составления графика сменности необходимо учесть его базовые составляющие:

  1. учетный период, используемый работодателем и обеспечивающий баланс рабочего времени;
  2. длительность труда, которая должна быть обеспечена графиком сменности;
  3. порядок перехода трудящихся лиц с одной смены к работе в другой;
  4. действия работника при неявке сменщика.

Законодательно типовая форма графика сменности не закреплена. Работодатель наделен правом прописать основные условия документа в произвольной форме. Тем не менее работодателю вменена обязанность учитывать нижеприведенные правила:

  • согласно ч. 2 ст. 91, ч. 2 ст. 104 ТК РФ длительность рабочего времени не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного трудовым законодательством;
  • в соответствии со ст. 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы (смены) для отдельных категорий работников не должна превышать установленный законодательством предел;
  • согласно ч. 1 ст. 95 ТК РФ длительность рабочей смены, непосредственно предшествующей нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час;
  • в соответствии с ч. 2 ст. 96 ТК РФ продолжительность смены в ночное время сокращается на один час без последующей отработки;
  • согласно ч. 5 ст. 103 ТК РФ работа в течение двух смен подряд запрещается;
  • в соответствии со ст. 110 ТК РФ еженедельный непрерывный отдых не должен быть менее 42 часов;

Максимально допустимая длительность трудовой смены законодателем не установлена, что подтверждается письмом Роструда от 02.12.2009 № 3567-6-1. Пояснения требует ст. 94 ТК РФ, так как  исключением из этого правила выступают: несовершеннолетние, инвалиды, работники с опасными или вредными условиями труда, для которых время труда в течение смены ограничено.

Образец графика сменности:

Скачать (blank-grafik-smennosti.doc, 50KB)

Вводим график в действие

Для введения сменного графика в действие работодатель обязан:

  1. Издать приказ о введении сменного режима работы в произвольной форме. В документе следует указать должности, в отношении которых устанавливается сменный режим, сроки и процедуру введения сменной работы.
  2. Согласно ч. 1 ст. 100 ТК РФ отразить условие о введении сменного режима в правилах трудового распорядка или коллективном договоре.
  3. Согласно ч. 2 ст. 103 ТК РФ составить график сменности. После составления графика, его проект в соответствии со ст. 103 ТК РФ, надлежит направить в представительный орган работников для учета мнения. После проведения всех процедур, в том числе согласования, документ утверждается руководством путем издания приказа.
  4. Согласно ч. 1 ст. 100, абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ прописать условие о введении сменного режима работы в трудовом договоре с сотрудником.

График сменности, согласно ст. 103 ТК РФ, является приложением к коллективному договору. Если коллективный договор отсутствует, график сменной деятельности разрабатывается и принимается как самостоятельный локальный нормативный акт.

В соответствии со ст. 103 ТК РФ графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Особое внимание необходимо обратить на дату утверждения и даты ознакомления сотрудников с графиком, поскольку законодательство о труде стоит на защите прав работника на своевременное информирование об изменениях условий труда.

Приказ о введении сменного графика:

Скачать (blank-prikaz-ob-utverzdenii-grafika-smennosti.doc, 25KB)

График сменной деятельности на месяц должен быть утвержден и доведен до сведения работников раньше, чем за один месяц до начала месяца работы. Это требование сложно реализовать, если на предприятии, в учреждении наблюдается перманентная текучка кадров, график сменности затруднительно ввести в действие без корректировок с учетом уволенных и только что принятых сотрудников.

У работодателя имеется широкий перечень способов уведомления работников о вводимом графике посменного труда:

  • рассылка писем;
  • размещение сведений на информационных стендах;
  • объявление под расписку и т.д.

Норма часов при сменном графике работы по Трудовому Кодексу

Учет рабочего времени – это измерение соблюдения обязанности работника выполнять норму рабочего времени. Различают режимы:

  • с поденным;
  • недельным;
  • суммированным учетом рабочего времени.

Суммированный подсчет

Согласно ч. 1 ст. 104 ТК РФ при этом особом режиме продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, сам учетный период не может превышать 1 года.

Суммированный учет рабочего времени актуален при отсутствии у работодателя возможности ввести ежедневный или еженедельный учет рабочего времени ввиду специфики труда. Однако в учетном периоде на каждую его неделю должно приходиться не более 40 часов рабочего времени.

Соблюсти требования действующего законодательства можно, если правильно организовать непрерывный трудовой процесс и корректно рассчитать норму рабочего времени, опираясь, в том числе на Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.08.

2009 № 588н «Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю».

Полезным инструментом при расчете нормы часов при сменном графике работы является калькулятор рабочего времени, с уже введенными базисными значениями и величинами в программу расчета.

Введение суммированного учета неизбежно, если работники должны находятся на рабочем месте все 24 часа. При специфических графиках работы:

  • 2 – 2 – 3;
  • 2 через 2;
  • сутки через трое;
  • день – ночь – отсыпной – выходной и иных,

нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории сотрудников еженедельной продолжительности рабочего времени.

Для работающих:

  • неполный рабочий день (смену);
  • преимущественно во вторую смену;
  • неполную рабочую неделю;
  • нерабочие праздничные дни;
  • выходные дни,

нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается, однако, особо учитывается оплата ночных часов при сменном графике труда, оплата сверхурочных часов, продолжительность смены в ночные часы и нерабочие праздничные дни при посменном режиме деятельности.

К работе ночью действующее законодательство, а именно статья 96 ТК РФ, относит время с 22.00 до 6.00. Каждый час трудовой деятельности, приходящийся на ночной период, должен оплачиваться в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, согласно ст. 154 ТК РФ. Минимальный размер повышения платы за работу ночью составляет 20 % часовой тарифной ставки за каждый час.

Следуя требованиям статьи 153 ТК РФ, время труда в нерабочий праздничный день должно оплачиваться согласно правилам, обозначенным  трудовым законодательством. Однако, сотруднику произведут оплату в стандартном одинарном размере, если он предпочтет получить другой день отдыха за работу в нерабочий праздничный день.

При составлении посменного трудового графика выходные выпадают на разные дни недели, и не всегда приходятся на субботу или воскресенье. Поэтому если трудовая смена приходится на выходной день, то этот день считается рабочим и зарплата начисляется в одинарном размере.

При суммированном учете рабочего времени к сверхурочным работам относят:

  • запланированную переработку – если часы переработки уже указаны в посменном графике, который не удалось составить в пределах нормы;
  • незапланированную переработку  – осуществляемую работником по инициативе работодателя, например, при неявке на рабочее место сменщика.

Отпуск при сменном графике труда предоставляется с учетом тех же требований трудового законодательства, которые применяются и к обычному режиму трудовой деятельности, т.е. согласно ст. 114 ТК РФ.

Ежедневный подсчет

Если работодатель применяет ежедневный подсчет, то определенная установленная норма труда в день не меняется и всегда одинакова, независимо от дня недели. Отработанные часы, сверх фиксированной нормы, относятся к сверхурочной работе, за них полагается денежная компенсация.

Следуя требованиям статьи 100 Трудового кодекса РФ, при организации трудового процесса поденный подсчет времени устанавливается для работников, которые трудятся на условиях 5- или 6-дневной рабочей недели, с двумя или одним выходным днем соответственно. Продолжительность рабочего дня при этом равная и фиксированная.

Это закреплено в правилах внутреннего трудового распорядка. За отчетный период, подлежащий учету, принимается 1 рабочий день.

Учет времени работы может быть еженедельным. При этом время ежедневной работы устанавливается и регулируется графиком смен. Еженедельный подсчет применим в отношении работы по гибкому графику.

При этом графике количество рабочих часов в день непостоянное. Подсчет нормы труда при таком подходе делается ежедневно, но учет и анализ ведется еженедельно. При этом соблюдается норма труда именно за неделю, а не за одну смену.

По истечении недели подсчитывается и сверхурочная работа.

Для руководителей, стремящихся повысить производительность и рентабельность бизнеса, работа со сменным графиком является оптимальным решением. Рациональность работы по сменам определяется руководством, вместе с тем внедрение в производственный процесс осуществляется при неукоснительном соблюдении требований действующего законодательства, обеспечении гарантий работников организации.

Источник: https://trud.guru/rabota/smennyj-grafik-raboty.html

Как устанавливается режим труда и отдыха водителей автобусов

Работа водителем по трудовому договору: графики работы (сменности)

Бизнес юрист > Трудовое право > Режим труда и отдыха водителей автобусов: законодательные нормы

Водители автобусов – это рабочие, труд которых имеет свои специфические особенности. Дополнительное напряжение связано с тем, что водитель управляет транспортным средством, несущим потенциальную опасность. Водитель постоянно страдает от воздействия окружающей среды. Самый опасный фактор – напряжение, как физическое, так и ментальное.

О графиках работы и сменности

Руководитель отвечает за составление соответствующего графика. Документ составляется ежемесячно, отдельно для каждой из созданных смен. Иногда требуется отдельное оформление дней. Работодатель отвечает в данном случае за установку:

Работа водителя

  • момента, когда выполнение обязанностей начинается
  • конечного пункта и времени
  • смены в зависимости от ее длительности
  • перерыва, когда водители просто отдыхают, питаются
  • отдыха за каждый день и каждую неделю

Составляя графики, надо учитывать, в каком режиме работает организация в целом. В качестве основы берут учет времени по ежедневной либо суммированной схеме. Отдельное задание формируется для тех, кого отправляют в дальние рейсы.

О рабочем времени водителей

Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям.

В тексте Положения дается определение рабочему времени – это отрезок дня, на протяжении которого водители справляются со своими прямыми обязанностями, указанными в исходном трудовом договоре.

Кроме того, отдельные пункты по должности можно описать в графике работы и внутреннем распорядке, принятом в той или иной организации.

В Положении есть описание не только основного времени, но и других режимов, особенностей:

График водителя

  1. Присутствие в автомобиле, но не управление им. Обычно это происходит, когда в смену или рейс отправляют сразу двоих людей.
  2. Охраны груза и пассажиров во время продолжительных стоянок.
  3. Проведение работ, связанных с устранением неисправностей, возникших в настоящее время, и с регулировкой. В учет идут только моменты, когда не требуется полностью разбирать какой-либо механизм.
  4. Простои, в которых водитель лично не виноват.
  5. Остановки там, где происходит посадка пассажиров или высадка.
  6. Осмотры медиками, когда путешествие начинается или заканчивается.
  7. Дополнительная работа, либо на протяжении поездки, либо после окончания.
  8. Перерывы на отдых, как в конечных пунктах, так и по ходу движения.

Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов. Смена сокращается лишь в том случае, если везут что-то крупногабаритное или опасное.

Время может учитываться суммировано, если конкретная категория водителей не допускает применения общих и стандартных правил. В этом случае 30 дней – оптимальная продолжительность периода отчетности. При этом допустимо увеличение смен каждый день до 10 часов. Но это можно делать не чаще, чем два раза в неделю. Главное, чтобы в сумме водитель непрерывно управлял автомобилем не более 90 часов.

12-часовые смены могут быть законно введены для тех, кто работает на пригородных и городских маршрутах, отправляемых регулярно. Такое решение работодателя будет законным.

Руководитель и сам должен учитывать данные особенности, составляя документ. Для каждого водителя обязательно посменное либо дневное оформление документов.

До сведения самих работников документы доводятся максимум за месяц до того, как они вступят в силу.

Допустимо также проведение водителями, так называемой, сверхурочной работы. Но учет суммированного типа предполагает введение смен не больше 12 часов за исключением случаев, на которые прямо указывает законодательство:

Автобус дальнего следования

  • Выполнение обязанностей, с которыми нельзя справиться раньше обозначенного времени по тем или иным причинам, и если отказ от работы может привести к порче имущества, либо нанесению других видов вреда.
  • Если необходимо продолжить делать то, что должен был решить другой работник, не явившийся на свою смену.

Но руководитель должен сделать все возможное, чтобы сменные сотрудники все равно менялись настолько часто, насколько это возможно.

О времени отдыха

За всю рабочую неделю перерыв должен составлять не менее 42 часов. Но в каждом конкретном случае условия назначаются индивидуально, с учетом мнения представителей профсоюза. При этом руководитель и работник должны прийти к соглашению друг с другом.

Отдых водителя

Статья 11 ТК РФ говорит о том, что каждый работник имеет право на получение выходного. Если неделя пятидневная, то выходных дня будет два. При шестидневной обязательно наличие хотя бы одного выходного.

Если же применяется суммированный учет, то время отдыха устанавливается индивидуально. Главное, чтобы выходных было не меньше, чем полных недель в месяце.

Чтобы привлечь водителя к работе в выходной, необходимо оформить отдельный приказ, и получить отдельное согласие от второй стороны.

Не стоит оставлять в стороне отпуск каждый год, оплачиваемый руководством. В таком случае опираются на общие законодательные нормы, и дают стандартные 18 дней на отдых, не меньше. Условия работы многих водителей вредны и опасны, что способствует появлению права на дополнительное время отдыха.

О ненормированных рабочих днях

40-часовая рабочая неделя является нормой в большинстве профессий. Это касается любых категорий сотрудников, в том числе тех, кто управляет автобусами.

Пятидневная неделя предполагает использование восьмичасовых смен, а шестидневная – семичасовых. Но в любом правиле есть исключения. Ненормированные рабочие дни тоже возможны при крайней необходимости. Режим устанавливается на основе данных о нормальной продолжительности рабочей недели. Отдых за каждую неделю оформляется при опоре на общие положения.

Ненормированный график

Часто в ненормированном режиме трудятся личные водители. Их руководители забывают о том, что такое поведение возможно, но без систематичности, и решения подобного вида принимаются только время от времени. Кроме того, важно наличие серьезных причин, обусловленных производственными условиями.

Условие по ненормированному дню может содержаться в самом трудовом договоре. Локальный нормативный акт организации вообще отдельно должен перечислять тех, для кого такие дни возможны.

К дополнительным обязанностям водителей с ненормированным графиком можно привлекать как до начала работы, так и после ее окончания. В данном режиме согласия от второй стороны не требуется.

Такие сотрудники появляются на своем месте в то же время, что и остальные, и покидают место не раньше момента окончания выполнения обязанностей.

На них распространяются отдельные правила, указанные в локальных актах.

Если ненормированные рабочие дни стали систематическими, то проверяющие органы могут рассматривать их в качестве сверхурочной работы. За что положены дополнительные виды компенсаций. Такие работники могут рассчитывать и на получение дополнительного оплачиваемого отпуска каждый год.

О порядке ведения суммированного учета

Подсчет рабочего времени

Основание для применения именно суммированного учета – невозможность использовать стандартный график, предназначенный для представителей той или иной профессии. Чаще всего в таких ситуациях устанавливают учетные периоды, равные одному месяцу.

Правила внутреннего трудового распорядка регулируют саму организацию суммированного учета времени на том или ином предприятии. Эти правила устанавливаются лично руководителем.

Это делается при утверждении коллективного трудового соглашения, либо с обязательным учетом мнения представителей профсоюзного органа.

Во внутреннем распорядке надо обязательно написать о причине, по которой организован именно суммированный учет времени.

Обязательно сообщить о том, какова длительность учетного периода. Учетные периоды могут составлять до полугода, если речь идет о работах, выполняемых сезонно.

Сотрудников надо обязательно ознакомить с внутренними правилами, когда их принимают на предприятие, работающее по суммированному учету. Иногда суммированный учет становится индивидуальным. Это значит, что он действует не для всех, а для определенных категорий сотрудников.

О других особенностях оформления суммированного учета

Приказ руководителя нужен для того, чтобы отдельно установить график сменности. Недопустимо, когда рабочий день по продолжительности нарушает норму, установленную в том или ином направлении. При этом недопустима ситуация, когда один и тот же работник трудится на протяжении двух смен подряд.

График работы

График сменности формируется с использованием формы, которая применяется для табеля учета рабочего времени. Речь идет об унифицированных формах Т-12 или Т-13.

В этих документах есть графы, которые обозначаются цифрами с 1 до 6. К ним в случае с водителями надо добавить еще одну, в которой каждый сотрудник подписывается. Так они будут подтверждать, что ознакомлены с правилами и с самими документами.

Если режим сменный, то время отдыха чаще представляется с так называемым скользящим графиком. Предполагается установка следующих параметров при использовании суммированного учета:

  1. График работы.
  2. Норма рабочих часов в учетном периоде.
  3. Продолжительность учетного периода.

Когда учет проводится именно суммировано, сверхурочную работу определяют в зависимости от часов, которые выходят за пределы периода отчетности. Если же режим обычный, считается, что сверхурочное время – это выполнение дополнительных обязанностей за пределами обычного графика по инициативе руководителя.

Информация о медицинских осмотрах

При приеме на работу и проверках руководители требуют от водителей не только личные удостоверения. Необходима медицинская справка, подтверждающая пригодность того или иного человека для выполнения конкретной разновидности работ.

Медосмотр водителя

Периодические медицинские осмотры проводятся и в дальнейшем, когда водители уже приступают к работе. Здесь есть несколько основных рекомендаций:

  • Подрейсовые осмотры проводятся, чтобы выявить лиц, которые вообще не могут управлять транспортом, и не способны обеспечить безопасность во время движения на дороге.
  • Проведение предрейсовых мероприятий доступно только врачам, у которых есть соответствующая лицензия.

Штампы обычно ставятся на путевых листах.

Раз в пять лет водители автобуса проходят обследование у психиатра, поскольку управляют техникой, способной нанести серьезный вред окружающим. Предварительные и периодические исследования организуются за счет работодателей. Руководители не только организуют процесс, при необходимости они сами участвуют в мероприятиях для совершенствования навыков оказания первой помощи на дорогах.

О ежедневном учете и разделении

Такая схема предполагает, что водитель работает стандартное время, равное 40 часам за одну неделю. Правила стандартные, и выше уже не раз описывались. Оформление проводится с использованием унифицированных форм.

Некоторые водители имеют рабочее время, разделенное по двум частям. При этом должно пройти не более пяти часов после начала обычного выполнения обязанностей, до назначения отдыха. Максимум перерыв может длиться три часа. Отдых и питание в этот срок не входят.

Тахографы – специальные устройства, которые нужны, чтобы контролировать отдых вместе с работой. Нарушение режимов приводит к административным штрафам, от 1 до 3 тысяч рублей.

Законодательство говорит, что при работе, связанной с управлением транспортными средствами, совместительство становится недопустимой схемой. Зато некоторым водителям можно устанавливать ненормированные рабочие дни.

Обязательно учитывать мнение тех, кто представляет профсоюзный выборный орган.

Работодатели должны только обеспечивать безопасные условия труда, которые не оказывают дополнительного негативного влияния на жизнь и здоровье подчиненных.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: http://PravoDeneg.net/trudovoe/rezhim-truda-i-otdyha-voditelej-avtobusov.html

Трудовой договор со сменным графиком работы образец

Работа водителем по трудовому договору: графики работы (сменности)

В большинстве организаций, действующих на территории России, применяется пятидневка с 8 часовым рабочим днем, по данному нормативу сотрудники работают в будние дни, а затем отдыхают в субботу и воскресенье. Но некоторые предприятия не могут останавливать производственный процесс, они вынуждены работать круглосуточно и каждый день, тогда руководителю приходится вводить сменный график.

Консультация юриста (пенсии и право) по телефону

Бесплатно по России

+8 (800) 500-27-29 доб.107

По Москве и Московской области

+7 (499) 653-60-72 доб.696

Санкт-Петербург и Ленинградская обл.

+7 (812) 426-14-07 доб.726

Давайте разберемся, как составить трудовой договор при сменном графике работы, чтобы не нарушать действующее законодательство и не ущемить как свои интересы, так и права работников.

Образец трудового договора со сменным графиком .doc

Особенности сменного графика

Из-за специфики в трудовой деятельности на определённых предприятиях возникает необходимость ведения сменной системы.

Некоторые производственные циклы нельзя останавливать, так как это повлечет за собой большие материальные потери и упущенную выгоду, но, в силу физиологии, возможности работников имеют предел.

Законодательство Российской Федерации ввело ограничительные меры, касающиеся продолжительности рабочего времени, поэтому единственным вариантом не тормозить рабочий процесс является разделение его на части, то есть смены.

Важно! Согласно 103 статье Трудового Кодекса, рабочий процесс может быть разделен на две, три, или четыре части. Самым простым и популярным вариантом считается двухсменная система, например, день-ночь по 12 рабочих часов.

Ограничения при сменном графике

Согласно законодательству РФ, работать в дневную смену могут все работники, при этом есть определенные категории лиц, которым запрещено заниматься трудовой деятельностью по ночам. К ним относятся:

  • несовершеннолетние сотрудники;
  • беременные женщины.

При наличии письменного согласия ночью могут трудиться люди с ограниченными возможностями и матери одиночки. Граждане, работающие на вредных производствах, не могут работать дольше 8 часов в день (или 36 в неделю).

Также предприятие имеет право устанавливать в локальных документах свои группы лиц, которым нельзя работать в ночную смену.

Где нужен сменный режим

Как правило, сменный режим труда выбирается на предприятии, если его деятельность и непосредственно трудовой процесс имеют нижеперечисленные особенности:

  1. Непрерывный цикл производства (крупные заводы и промышленные компании). Остановка оборудования в таких случаях грозит большими материальными убытками, которые придется понести из-за повторных запусков и остановок станка.
  2. Предприятие работает в сфере услуг (круглосуточные магазины, автозаправки). В данных отраслях посменная работа – довольно распространенное явление, компании выбирают такой режим, чтобы не потерять выручку от возможных клиентов, которым может потребоваться что-либо как днем, так и ночью.
  3. Экстренные службы, от которых зависят жизни людей. Пожарная, скорая, полиция должны работать непрерывно, чтобы оперативно реагировать на возникшие угрозы и помогать людям в беде.
  4. Транспорт (железная дорога, аэропорты). Людям постоянно нужно ездить и летать, в любое время суток, поэтому сотрудники данных организации не могут взять себе один выходной для всех сразу.

Что нужно учесть при составлении графика

Если предприятие решило ввести сменный график работы, то его нужно грамотно сформировать без противоречий с действующим законодательством.

В 111 статье Трудового Кодекса Российской Федерации сказано, что при сменном режиме общепринятые выходные и праздничные дни могут быть рабочими.

По общим правилам, всем работникам предоставляется еженедельный непрерывный отдых: для пятидневки выходными считаются два дня, а для шестидневки – один.

Общим выходным признано воскресенье, а вот второй день отдыха устанавливается коллективным договором или внутренним трудовым распорядком. Большинство компаний делает дни отдыха подряд.

Если приостановка работы в выходные дни невозможна по производственным, техническим или организационным причинам, то выходные дни предоставляются в различные дни недели каждой группе работников по очереди на основании внутреннего распорядка.

При составлении сменного графика труда всегда рассматривается общее рабочее время, такая система используется, если рабочее время не вписывается в стандартные 40 часов в неделю.

Как правило, продолжительность рабочей смены составляет 12 часов, но бывают исключения. Вообще в нормативно-правовых актах отсутствует конкретное понятие длительности смены, при этом работодателю не стоит забывать о базовых понятиях трудового законодательства.

  1. Смена не должна длиться больше 24 часов, так как даже самые стойкие работники не в состоянии трудиться дольше в силу своих физических возможностей.
  2. На основании 110 статьи ТК РФ каждому работнику гарантирован отдых, не менее 42 часов в неделю.
  3. Ночные смены (с 22:00 до 6:00) оплачиваются в двойном размере.
  4. Некоторые категории граждан имеют ограничения по длительности смены, к ним относятся несовершеннолетние, инвалиды и водители транспортных средств.

    Важно! Работники, трудящиеся по сменному графику, обязаны выходить на смену даже в праздничные дни, так как перенос на нерабочие дни не производится. Если человек работает в праздник по своему расписанию, то ему полагается дополнительная оплата в размере ординарный ставки за час или день сверх стандартного оклада.

  5. При переработке, то есть при превышении нормативов рабочих часов, сотрудник получает денежные выплаты в тройном размере.
  6. При определенных обстоятельствах возможно сокращение трудового времени на час без изменений размера вознаграждения (как за полную смену):– трудовой день накануне праздника;

    – ночная смена.

  7. При сменном режиме строго запрещено ставить 2 смены подряд без отдыха, причём законодательство не определяет конкретного времени перерыва, по общему правилу, оно должно быть минимум 42 часа в неделю.

Составление сменного графика является обязанностью работников кадрового отдела, они формируют официальный документ, в котором фиксируется длительность рабочего дня, чередование рабочего времени и перерывов.

Расписание труда и отдыха прикрепляются к Трудовому договору, а любые изменения в нём возможны только после уведомления персонала за 30 календарных дней до их вступления в силу.

Образец трудового договора со сменным графиком .doc

Как оформить договор со сменным графиком работы

Многие работодатели интересуются, как прописать сменный график работы в трудовом договоре. В целом, документ оформляется по стандартным правилам, то есть в нем должны быть указаны зарплата сотрудника, взаимные обязанности работодателя и работника, отпускная система и прочее. Определенные нюансы есть только в фиксации рабочего времени.

Во-первых, в контракте должны содержаться сведения о том, что гражданин занимается трудовой деятельностью именно в сменном режиме.

Во-вторых, длительность смены указывается в часах, не зависимо от того, какой вид учета рабочего времени принят – недельный, квартальный или месячный.

Рассмотрим образец оформления трудового договора с самым популярным сменным графиком работы «2 через 2». Данное чередование удобно как для работодателя, так и для сотрудников.

Согласно такому режиму, у работника идёт 2 рабочих дня в дневную смену, например, с 9:00 утра до 9:00 вечера, затем ему даётся два выходных дня, и на его место выходит сменщик, далее цикл повторяется по кругу.

При разработке графика кадровый отдел должен учитывать цели и потребности компании, в частности нужду в непрерывном трудовом цикле. Обратите внимание, что готовый график всегда выдается для ознакомления работнику, и только потом он прикрепляется к трудовому договору.

При заключении трудового договора со сменным графиком работы всегда нужно опираться на действующее законодательство. Так, в Трудовом Кодексе РФ прописаны максимальная длительность смены, категории лиц, которым противопоказана работа с подобным графиком, а также осуществление трудовой деятельности в праздничные дни.

Некоторые моменты не отражены в полной мере в нормативно-правовых актах, например, точное время перерыва между сменами. Однако, чтобы избежать недоразумений и не ущемлять права сотрудников, нужно руководствоваться общими трудовыми положениями.

Работодатель не должен забывать и о практической стороне сменного графика. Так, устанавливая рабочий режим, ему следует учесть нужду в непрерывном процессе, а также оценить условия труда и физические возможности работников.

Образец трудового договора со сменным графиком .doc

Источник: https://Pensiolog.ru/academy/trudovoi-dogovor-smenni-grafik/

Рабочее время водителей

Работа водителем по трудовому договору: графики работы (сменности)

Профессия водителя связана с управлением автомобилем и другими транспортными средствами, то есть непосредственно источниками повышенной опасности.

Кроме того, часто водитель несет ответственность не только за свою сохранность и сохранность транспортного средства, но и за жизни своих пассажиров и других участников дорожного движения.

Поэтому данная профессия имеет свои особенности: права и обязанности работников этой сложной профессии и их работодателей установлены трудовым законодательством и отдельными положениями.

Положение о рабочем времени водителей

При установлении режима труда водителей работодателю необходимо руководствоваться положением, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей зарегистрировано в Минюсте 1 ноября 2004 года.

Положением установлены определенные особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (исключения: водители, занятые на международных перевозках, а также работающие в вахтовой бригаде), работающих по трудовому договору на машинах, которые принадлежат компаниям зарегистрированным на территории России.

Положение состоит из глав: общие положения, рабочее время и время отдыха.

Ненормированный рабочий день для водителей

Водителям стоит установить один из следующих режимов работы:

  • сменный режим работы;
  • деление рабочего дня на части;
  • ненормированный рабочий день.

Сменная работа – работа в несколько смен (две или более), когда сотрудники сменяют друг друга на рабочем месте в течение суток.

Деление рабочего дня на части необходимо ввести в случаях, когда интенсивность работы различается в течение дня. Чтобы рабочий день не был больше по времени установленных законодательством норм его день делят на части.

Но и тут предусмотрены исключения: например, перерыв между частями рабочей смены водителей автобусов, которые работают на регулярных автобусных маршрутах, должен быть не позже чем через пять часов после начала работы.

Что такое ненормированный рабочий день для водителей? Ненормированный рабочий день – такой режим работы, согласно которому работники могут иногда быть привлечены к работе за пределами установленной для них длительности рабочего времени. Например, ненормированный рабочий день может быть установлен:

  • водителям легковых авто (как правило, персональным водителям), кроме машин-такси;
  • водителям машин экспедиций, которые заняты на геологоразведочных и других изыскательских работах.

Если в компании существует представительный орган работников, то решение об определении ненормированного рабочего дня должно быть установлено с учетом решения представительного органа. Это может быть профсоюз или другой представительный орган (например, совет трудового коллектива).

С учетом определенных особенностей работы водителей авто им можно установить как поденный (длительность работы еженедельно не меняется), так и недельный и суммированный учет рабочего времени. Если нормальная длительность работы ежедневно и даже еженедельно не может быть соблюдена, то стоит установить для водителей суммированный учет рабочего времени.

Работодатель обязан учитывать время, которое фактически отработано каждым водителем, в том числе для оплаты рабочего времени. Для этого стоит вести табель учета рабочего времени.

Перед началом рабочей смены, водителю необходимо заполнить и выдать путевой лист, который работодатель составляет по самостоятельно разработанной или установленной форме. По путевому листу можно установить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также определить длительность фактически отработанного времени.

График работы водителя помогает отслеживать тахограф – устройство, которое обеспечивает непрерывную регистрацию маршрута движения машины, информацию о скорости, режиме труда водителя авто.

Организации, которые ведут деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, должны оснащать их такими техническими средствами контроля.

С 1 апреля 2015 года тахограф, предназначенный для регистрации соблюдения режима работы водителя, стал обязательным для коммерческого транспорта, а с 1 июля 2021 года запрещена эксплуатация транспорта, оснащенного техническими средствами, которые не обеспечивают регистрацию информации на картах тахографа.

График работы для личного водителя

Для личного водителя график работы целесообразнее всего установить в режиме ненормированного рабочего дня.

Ненормированный рабочий день устанавливается в случаях, когда:

  • требуется периодическая работа водителя, превышающая нормальную длительность рабочего времени;
  • труд водителя не поддается точному учету по времени;
  • работники распределяют рабочее время на свое усмотрение;
  • рабочее время работника делится на части различной неопределенной длительности.

Однако стоит учитывать, что работа в режиме ненормированного рабочего дня для личного водителя не означает, что его не касаются правила, которые определяют время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Работодатель должен вести точный учет отработанного рабочего времени, которое отработано фактически и отразить его в табеле учета рабочего времени.

Приказ об утверждении рабочего времени водителей

Приводим образец приказа об утверждении рабочего времени водителя в режиме ненормированного рабочего дня

Пример графика работы (сменности) водителей

Источник: https://spmag.ru/articles/rabochee-vremya-voditeley

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.