+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Суды, которые признают право налогоплательщиков обжаловать решение вышестоящего налогового органа

Содержание

Как обжаловать решение по налоговой проверке

Суды, которые признают право налогоплательщиков обжаловать решение вышестоящего налогового органа

Егор Крючков, руководитель департамента «Налоги и Право» юридической фирмы «Интеллектуальный Капитал»

Последствия вступления решения в силу

Решение о привлечении к ответственности (подп. 1 п. 7 ст.

101 НК РФ), как и решение об отказе в привлечении к ответственности, вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику, в отношении которого была проведена проверка (абз. 1 п. 9 ст. 101 НК РФ).

Аналогичный срок вступления в силу предусмотрен и для решений, принятых в отношении консолидированной группы налогоплательщиков. В этом случае срок определяется с момента вручения решения участнику консолидированной группы.

Если инспекция не имеет возможности вручить решение налогоплательщику, то оно направляется по почте заказным письмом. Данные действия должны быть совершены налоговым органом в пределах пяти дней со дня вынесения решения. (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57). Датой вручения решения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Компании не стоит каким-либо образом уклоняться от получения решения по налоговой проверке. Поскольку это может привести к негативным последствиям в виде пропуска срока, установленного для апелляционного обжалования.

В случае обжалования решения в апелляционном порядке оно вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом. А также в необжалованной части со дня принятия вышестоящей инспекцией решения по апелляционной жалобе (п. 1 ст. 101.

2 НК РФ).

Рассмотрим последствия вступления в силу решения о привлечении к ответственности. Выявив предполагаемую недоимку, инспекция выставляет требование об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ). Требование направляется в течение 20 дней с момента вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Требование об уплате налога может быть вручено налогоплательщику лично, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 6 ст. 69 НК РФ). При этом у компании есть восемь рабочих дней, чтобы исполнить требование в добровольном порядке.

Однако инспекторы могут установить и более длительный срок (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).

В случае неисполнения требования фискалы имеют право взыскать недоимку, пени и штрафы в бесспорном порядке (ст. 46, 47 НК РФ). Решение о взыскании принимается не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). Пропустив этот срок, инспекторы смогут взыскать задолженность только в судебном порядке (подп. 1–4 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Кроме того, после вступления решения в силу и вручения требования инспекция вправе принять обеспечительные меры, направленные на исполнение решения. Наиболее негативные из них — приостановление операций по счетам в банке, наложение ареста на имущество (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Досудебное обжалование решения по налоговой проверке

Очевидно, что вступившее в силу решение о привлечении к ответственности несет достаточное количество негативных последствий вплоть до временной приостановки деятельности организации.

Возникает вопрос: что делать компании после вынесения решения? Здесь есть два варианта действий. Если налогоплательщик согласен с претензиями контролеров, то лучше незамедлительно уплатить недоимку, пени и штрафы.

Не стоит дожидаться выставления требования об уплате налога. Поскольку это чревато описанными выше последствиями.

Если компания не согласна с доначислениями, то необходимо обжаловать решение в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Если с первым вариантом действий все понятно, то обжалование решения вызывает вопросы. Прежде всего определимся с основными вариантами обжалования: досудебное обжалование не вступившего в силу решения, досудебное и судебное обжалование вступившего в силу решения.

Не вступившее в силу решение о привлечении к ответственности обжалуется путем представления в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы. Эту жалобу можно подать до дня вступления в силу решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

Решения, обжалованные путем представления в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы, вступают в силу в момент принятия вышестоящей инспекцией решения по жалобе (п. 1 ст. 101.2 НК РФ). Это означает, что во время рассмотрения жалобы фискалы не имеют права выставлять требование об уплате налога.

И, соответственно, применять какие-либо обеспечительные меры.

Апелляционная жалоба подается в налоговый орган, вынесший решение. Инспекция, решение которой обжалуется, в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы обязана направить ее со всеми материалами в вышестоящий орган (п. 1 ст. 139.

1 НК РФ). Органами, в полномочия которых входит рассмотрение апелляционных жалоб, выступают УФНС по субъекту РФ и ФНС России (приложение № 5 к приказу Минфина России от 17.07.

14 № 61н «Об утверждении Типовых положений о территориальных органах ФНС»).

Апелляционные жалобы на решения УФНС по субъекту РФ, межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам рассматриваются ФНС России.

Апелляционные жалобы на решения территориальных инспекций ФНС России рассматриваются УФНС по субъектам РФ.

При представлении жалобы компании стоит проконтролировать процесс ее отправки в вышестоящую инспекцию, узнать входящий номер. В этом случае компания сможет получать информацию о рассмотрении жалобы.

Вышестоящий орган рассматривает апелляционную жалобу в течение месяца со дня ее получения (п. 6 ст. 140 НК РФ). Этот срок может быть продлен для получения документов от нижестоящих инспекций, но не более чем на один месяц. В то время, пока рассматривается апелляционная жалоба, решение инспекции не считается вступившим в силу.

Жалоба на вступившее в силу решение

Порядок обжалования вступившего в силу решения по налоговой проверке во многом схож с описанным выше. Однако есть и отличия.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности может быть подана в течение одного года с момента его вынесения (абз. 2 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Эта жалоба также подается через налоговый орган, принявший решение, и направляется в инспекцию в течение трех дней с момента получения.

Основным отличием является то, что обжалование уже вступившего в силу решения не приостанавливает действия самого решения (п. 5 ст. 138 НК РФ). Это означает, что инспекция, несмотря на наличие жалобы, может выставить требование об уплате недоимки. При этом проверяющие имеют право применить обеспечительные меры и взыскивать с компании доначисления.

Однако есть способ избежать негативных последствий. Компания имеет право обратиться в вышестоящий налоговый орган с заявлением о приостановлении действия обжалуемого решения.

Главное, чтобы имелись достаточные основания полагать, что такое решение не соответствует действующему законодательству (абз. 2 п. 5 ст. 138 НК РФ). К сожалению, Налоговый кодекс не содержит четкого порядка рассмотрения такого заявления и вынесения решения по нему.

Это может существенно усложнить обжалование решения о приостановлении действия решения по проверке.

Стоит обратить внимание, что существует возможность обжалования принятого вышестоящей инспекцией решения в ФНС России. Такая жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения (абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Судебное обжалование решения по наловой проверке

Исчисление срока для обращения в суд.

Представление в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы является подтверждением соблюдения досудебного порядка в целях дальнейшего обращения в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ).

В настоящее время трехмесячный срок для обращения в суд исчисляется исключительно с момента принятия вышестоящим органом решения по апелляционной жалобе (п. 3 ст. 138 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Ранее фискалы настаивали, что налогоплательщик может обжаловать решение о привлечении к ответственности в суде в течение трех месяцев с момента вступления решения нижестоящей инспекции в силу. И некоторые суды их поддерживали (постановление ФАС Поволжского округа от 19.04.11 № А12-10342/2010).

Поэтому на практике довольно часто встречалась ситуация, когда плательщик пропускал срок для обращения в суд в связи с тем, что не успевал пройти полный цикл досудебного обжалования в вышестоящем налоговом органе. Эта процедура, в отличие от возражений на акт проверки, является обязательной (п. 2 ст. 138, п. 6 ст.

100 НК РФ).

Эта ситуация породила большое количество судебных споров. Итогом формирования судебной практики в пользу налогоплательщиков стало постановление Президиума ВАС РФ от 20.12.11 № 10025/11. Суд отметил, что жалоба на вступившее в силу решение инспекции подается в вышестоящий орган в течение года с момента его вынесения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Этот срок не может быть сокращен из-за угрозы пропуска трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ. Указанный трехмесячный период не должен рассматриваться как препятствие для реализации налогоплательщиком права на внесудебное обжалование. Этот пробел был окончательно устранен вместе с вступлением в силу Федерального закона от 02.07.

13 № 153 ФЗ.

Поскольку срок судебного обжалования составляет три месяца с того момента, когда налогоплательщикам стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ), то они зачастую откладывают представление заявления в суд.

Такое поведение чревато негативными последствиями. Право на судебное обжалование не приостанавливает действие решения по проверке.

Инспекция с момента утверждения вышестоящим органом решения по апелляционной жалобе имеет полное право выставить требование об уплате налога.

Заявление о принятии обеспечительных мер. Для того чтобы избежать рисков, стоит как можно скорее представить заявление в суд (ст. 125, 126, 198 АПК РФ).

При этом следует приложить заявление о принятии обеспечительных мер в форме приостановления действия оспариваемого решения до вступления в силу судебного акта (ст. 90 АПК РФ). Эти действия лишат инспекторов возможности заблокировать счета организации и наложить арест на имущество.

Арбитражный суд рассмотрит указанное заявление не позднее следующего дня после его поступления (ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ).

Для удовлетворения заявления нужно последовательно доказать, что непринятие обеспечительных мер причинит значительный материальный ущерб компании и затруднит (или сделает невозможным) исполнение судебного акта. Также нужно доказать, что обеспечительные меры соразмерны заявленному требованию. Суд может потребовать от компании встречное обеспечение.

Например, в форме внесения на депозитный счет суда денежных средств либо путем предоставления банковской гарантии, поручительства на ту же сумму (ч. 1 ст. 94 АПК РФ). Размер встречного обеспечения не может быть менее половины размера имущественных требований компании.

В случае неподтверждения озвученных фактов и непредоставления встречного обеспечения суд с большой долей вероятности откажет налогоплательщику в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер (п. 3, 6 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.04 № 83).

В свою очередь, в случае предоставления встречного обеспечения вместе с таким заявлением у суда отсутствуют основания для отказа в принятии обеспечительных мер (ч. 4 ст. 93 АПК РФ).

Пропущенный срок можно попытаться восстановить

На практике нередко возникают ситуации, когда срок досудебного обжалования решения по налоговой проверке уже пропущен.

Есть ли какие-то перспективы для налогоплательщика? В случае несоблюдения досудебного порядка обжалования суд имеет право оставить заявление компании без рассмотрения (ст. 148 АПК РФ). Очевидно, что досудебный порядок обжалования является обязательным.

Эта позиция подтверждается сложившейся арбитражной практикой (п. 47 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57, определение ВС РФ от 20.04.15 № 305-КГ15-2582).

Источник: //www.NalogPlan.ru/article/3864-kak-objalovat-reshenie-po-nalogovoy-proverke-v-vyshestoyashchey-inspektsii-i-v-sude

Как обжаловать решение налогового органа

Суды, которые признают право налогоплательщиков обжаловать решение вышестоящего налогового органа

Оспаривание решения налогового органа в суде возможно только после прохождения процедуры досудебного урегулирования спора.

Такое правило с 1 января 2014 года действует практически для всех решений.

Исключения – решения ФНС РФ (центрального аппарата), которые обжалуются сразу в суде, а также нормативные решения налоговых органов, которые обжалуются в порядке, предусмотренном Главой 21 КАС РФ.

Исходя из характера спора, жалобы на решения налогового органа принято разделять на следующие категории:

  • Жалобы на ненормативные акты налогового органа, действия и бездействие его должностных лиц.
  • Жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговой проверки, о привлечении к ответственности.
  • Жалобы на нормативные акты налогового органа – такие акты, которые содержат правовые нормы, обязательные для неограниченного круга лиц, и рассчитанные на неоднократное применение.
  • Жалобы на решения, принятые в рамках осуществления налоговым органом полномочий по госрегистрации юридических лиц, ИП и других категорий налогоплательщиков.

Подчиняясь общим правилам досудебного и судебного урегулирования спора, вышеуказанные категории жалоб имеют некоторую специфику подготовки, подачи и рассмотрения. Обжалование решения налогового органа в судебном порядке может осуществляться по правилам АПК РФ или КАС РФ.

Обжалование в досудебном порядке

Первично жалоба на решение налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган через ту налоговую инспекцию (управление), решение которой обжалуется.

Порядок обжалования:

  1. На вступившие в силу ненормативные решения налогового органа, подается жалоба. Срок обращения – 1 год со дня принятия обжалуемого решения. На решения о привлечении к ответственности, которые не вступили в силу, подается апелляционная жалоба. Срок обращения – до вступления обжалуемого решения в силу (1 месяц). Если решение уже вступило в силу, применяется общий порядок – на такое решение жалобу можно подать в течение 1 года.
  2. На решения, принятые по результатам рассмотрения жалобы, можно подать еще одну жалобу – в центральный аппарат ФНС РФ. В этом случае срок обращения – 3 месяца со дня принятия решения по первой жалобе.
  3. Если сроки обжалования пропущены по уважительной причине, их можно восстановить. Для этого в текст жалобы включается соответствующее ходатайство, а к жалобе дополнительно прикладываются документы, подтверждающие наличие уважительной причины. Решение о восстановлении срока принимает налоговый орган, который должен рассматривать жалобу. Если решение положительное, жалоба будет рассмотрена, а если нет, то в рассмотрении жалобы будет отказано. В последнем случае сохраняется право на судебное обжалование.
  4. Куда подавать жалобу:
  • на территориальную или межтерриториальную  инспекцию ФНС – в соответствующее региональное управление ФНС;
  • на региональное или межрегиональное управление ФНС – в центральный аппарат ФНС;
  • на Управление ФНС России по Республике Алтай – в межрегиональную инспекцию ФНС по СФО.
  • отправить Почтой РФ (желательно заказным письмом с уведомлением);
  • отнести в канцелярию налогового органа;
  • через свой Личный кабинет на сайте ФНС;
  • в электронной форме (при наличии электронной подписи и программно-технических возможностей).

Требования к жалобе, в том числе апелляционной, установлены ст. 139.2 НК РФ. Жалоба готовится в письменном виде и должна содержать следующие данные:

  1. ФИО, наименование организации и адрес заявителя.
  2. Когда, кем и по какому вопросу принято обжалуемое решение.
  3. Основания, по которым заявитель считает, что решение нарушает его права и интересы, а также доводы в пользу позиции заявителя.
  4. Требования заявителя.
  5. Дата составления жалобы и подпись заявителя.

Скачать образец жалобы на решение налогового органа

В жалобе рекомендуется более подробно останавливаться на основаниях обращения и приводить доказательства своей правоты. Необходимые документы (в копиях) следует приложить к жалобе.

Для обеспечения быстрого взаимодействия рекомендуется указывать, помимо адреса, номер телефона и адрес электронной почты, другие контактные данные, по которым можно оперативно связаться с заявителем и (или) его представителем.

Если необходимо полностью или частично приостановить действие вступившего в силу решения, нужно вместе с жалобой или в ее тексте подготовить соответствующее ходатайство. Вопрос рассматривается самостоятельно, до рассмотрения жалобы по существу. Просьбу нужно убедительно обосновать.

В течение 3 дней с момента получения жалобы налоговый орган обязан направить документы по инстанции. Далее:

  1. В течение 5 дней решается вопрос о дальнейшем движении обращения – будет оно рассматриваться или должно быть оставлено без рассмотрения (если есть основания, указанные в ст. 139.3 НК РФ).
  2. В течение 1 месяца рассматривается апелляционная жалоба. Срок может быть продлен еще на 1 месяц. Если ситуация спорная, есть противоречия между сведениями и документами, представленными заявителем, и материалами налогового органа, заявитель может быть вызван для личного участия в рассмотрении жалобы. Кроме того, у него могут быть затребованы дополнительные сведения и документы.
  3. В течение 15 дней рассматриваются другие жалобы. Срок может быть продлен еще на 15 дней.

По итогам рассмотрения жалобы возможно принятие одного из следующих решений:

  • жалоба признается не подлежащей удовлетворению;
  • оспариваемое решение отменяется полностью или в какой-то части;
  • оспариваемое решение отменяется с принятием нового решения.

Принятое вышестоящим налоговым органом решение может быть обжаловано в центральном аппарате ФНС РФ. Однако вынесение этого решения – уже достаточное условие для обращения в суд.

Жалобы на решения, принятые в рамках осуществления налоговым органом полномочий по госрегистрации юридических лиц, ИП и других категорий налогоплательщиков, подаются в несколько ином порядке. Срок для обжалования – 3 месяца. Если вышестоящий налоговый орган отказал в удовлетворении жалобы, можно обратиться в центральный аппарат ФНС или в арбитражный суд в течение 3 месяцев.

Обжалование решения налогового органа в судебном порядке

В судебном порядке обжалуются:

  • ненормативные решения налогового органа, прошедшие досудебный порядок обжалования;
  • нормативные решения налогового органа;
  • ненормативные и нормативные решения центрального аппарата ФНС РФ.

Порядок обжалования:

  1. Обжалование ненормативных решений налогового органа осуществляется в порядке, предусмотренном Главой 24 АПК РФ. Заявление в суд по этим правилам подают юрлица и ИП, а также другие лица, в том числе граждане, если обжалуемое решение затрагивает их права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  2. Обжалование решений о привлечении организации или ИП к административной ответственности также осуществляется в арбитражном суде, но в порядке, предусмотренном § 2 Главы 25 АПК РФ.
  3. Обжалование нормативных решений налогового органа осуществляется в порядке, предусмотренном Главой 21 КАС РФ, путем подачи административного иска.

В суд подается не жалоба, а иск (административный иск). Основное требование – признать недействительным решение налогового органа в полном объеме или в какой-то части.

Как правило, обжалуются не одно, а два или три решения налогового органа: самое первое и решения, принятые в рамках досудебного рассмотрения жалобы. Но здесь нужно смотреть по ситуации.

Если, например, жалоба была частично удовлетворена и обжалуемое решение, соответственно, частично отменено, то иск в суд должен касаться только того, что осталось в силе.

До обращения в суд важно внимательно проанализировать ситуацию. Дело в том, что если в удовлетворении жалобы было отказано на всех инстанциях ФНС, суды редко встают на сторону заявителя. Нет, проблема – не в судебной системе.

Просто на сегодняшний день ФНС достаточно эффективно разрешает жалобы на досудебном уровне, принимая во внимание не столько свою практику, сколько судебные решения по аналогичным жалобам.

Поэтому если суды и удовлетворяют жалобу истца по налоговому спору, то в большинстве случаев это означает, что появился новый судебный прецедент, и подобных дел ранее в практике ФНС и судов не было.

Источники информации:

НК РФ : ст. 139.1, 139.2, 139.3, 138, 21, 23, п. 2 ст. 101.2, п. 6 ст. 140, ст. 333.21, 100, 101

КАС РФ : глава 21

АПК РФ : главы 24, 25

Источник: //law03.ru/finance/article/kak-obzhalovat-reshenie-nalogovogo-organa

Обжалование решений налоговых органов по результатам проверки

Суды, которые признают право налогоплательщиков обжаловать решение вышестоящего налогового органа

Последние несколько лет достаточно активно применяется обязательная процедура досудебного обжалования решений налоговых органов по камеральным и выездным налоговым проверкам. В данной статье более подробно рассмотрен вопрос обжалования решения налогового органа по результатам налоговой проверки, а также основание, порядок и сроки подачи возражений на акт налоговой проверки.

Подача в налоговый орган возражений по акту налоговой проверки: основание, порядок, сроки

В соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ акт налоговой проверки вручается проверяемому налогоплательщику в течение пяти дней с момента его составления.

По общему принципу при отправке акта налоговой проверки налоговым органом по почте, датой его вручения будет являться шестой день со дня его отправки.

К акту налоговой проверки обязательно должны быть приложены документы, подтверждающие факт нарушения налогового законодательства РФ, выявленные инспекторами в ходе налоговой проверки (п.3.1 ст.100 Налогового кодекса РФ).

Более подробную информацию о сроках и порядке составления налоговыми органами акта выездной налоговой проверки можно узнать из наших статей: «Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и его вступление в законную силу», «Оформление результатов налоговой проверки».

Итак, получив на руки акт налоговой проверки, налогоплательщик может не согласиться с результатами выездной налоговой проверки, как в целом, так и в отдельной его части.

С целью защиты прав налогоплательщика налоговое законодательство РФ закрепило за налогоплательщиком право подачи письменных возражений на акт налоговой проверки в течение тридцати дней с момента его получения (см. п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 07августа 2015 года № ЕД-4-2/13890).

К письменным возражениям на акт налогоплательщик вправе прикладывать заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность его возражений.

Десятидневный срок, что установлен пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ для вынесения решения по результатам проведенной проверки, исчисляется после истечения одного месяца, установленного пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса  РФ). Акт налоговой проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов (см. Определение АС Республики Алтай от 19 февраля 2021 года № А02-1081/2015).

Какой-либо установленный формы возражений на акт налоговой проверки законодатель не устанавливает, как и требований к их содержанию.

Поэтому налогоплательщику при составлении письменных возражений достаточно соблюсти общепринятый порядок их составления: привести общую часть (в которой указываются реквизиты налогоплательщика – ИНН, КПП, юридический адрес и т.п.

, дата и место составления возражений, период, вид налога, который проверялся налоговой проверкой), а затем описать содержательную часть возражений (указываются конкретные пункты акта налоговой проверки, с которыми не согласен налогоплательщик, ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, в том числе Письма Минфина России, которые можно посмотреть на официальном сайте налоговой службы, приводятся примеры из арбитражной практики по данному вопросу).

Возражения на акт налоговой проверки рассматриваются руководителем налогового органа, проводившего налоговую проверку или его заместителем. В соответствии с пунктом 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ по результатам рассмотрения представленных возражений руководитель либо заместитель руководителя налогового органа выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение  по поданным налогоплательщиком письменным возражением должны быть приняты в течение десяти дней со дня истечения срока на представление таких возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (см. п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Судебное обжалованиеналоговых решений, принятых по результатам налоговой проверки: основания, порядок, сроки

С 2009 года законодателем был введен обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Несоблюдение досудебного порядка обжалования может затруднить или даже сделать невозможным обжалование решения налогового органа.

Именно поэтому налогоплательщик должен знать установленную законом процедуру обжалования решения налогового органа.

Также Налоговый кодекс РФ устанавливает обязательную досудебную процедуру урегулирования споров, возникших между налоговым органом и налогоплательщиком в связи с привлечением налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. п.1 ст.104 Налогового кодекса РФ).

В силу вышеуказанной нормы именно до момента обращения в суд, налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

И только в случае отказа налогоплательщика в добровольном порядке уплатить сумму налоговой санкции или пропуска срока ее уплаты, налоговый орган направляет в арбитражный суд иск о взыскании с налогоплательщика неуплаченной суммы налоговой санкции, предусмотренной за совершение налогового правонарушения.

С точки зрения  судов, под соблюдением налоговым органом досудебной процедуры урегулирования спора с налогоплательщиком признается  вручение налогоплательщику решения о привлечении его к налоговой ответственности или вручение требования налогоплательщику о добровольной уплате недоимки по налогам, пеней и штрафных санкций.

Налогоплательщик, в свою очередь, вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении исполнения решения (см. п. 3 ст. 138 Налогового кодекса РФ). Такое исковое заявление налогоплательщик вправе предъявить в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, то есть когда он узнал о  вступлении решения налогового органа в законную силу (см. ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Приостановление исполнения решения производится в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Несоблюдение досудебного порядка обжалования акта налоговой проверки является основанием для оставления искового заявления налогоплательщика без рассмотрения (см.

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15 февраля 2021 года по делу            № А73-17478/2015, Определение Арбитражного суда Самарской области от 17 июня 2015 года по делу № А55-11027/2015).

Поэтому, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщик должен пройти процедуру досудебного обжалования решения налогового органа, то есть сначала решение налогового органа обжалуется в вышестоящий налоговый орган, только после этого налогоплательщик может обращаться в суд (см. п.1, 5 ст. 101.

2 Налогового кодекса РФ). Минуя обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе, в судебной инстанции исковое заявление налогоплательщика будет оставлено без рассмотрения (см. пп. 2 п. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Налогоплательщик имеет право обжаловать решение налогового органа как полностью, так и в отдельной его части. Равно как налогоплательщик вправе обжаловать в вышестоящий налоговый орган как вступившее, так и не вступившее в законную силу решение нижестоящего налогового органа. Жалоба на не вступившее в законную силу решение налогового органа является апелляционным.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа не вступившее в законную силу подается налогоплательщиком в письменной форме согласно пункта 3 статьи 139 Налогового кодекса РФ, в налоговый орган, вынесший обжалуемое решение. Конкретных требований к форме и содержанию жалобы Налоговый кодекс РФ не содержит, а это означает, что такая жалоба может быть составлена в произвольной форме.

задача заявителя четко обосновать заявляемые в жалобе требования. Жалоба подписывается налогоплательщиком либо его представителем, в случае с последним, такие полномочия нужно будет подтвердить документально (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 декабря 2009 года № Ф 03-7521/2009). К жалобе налогоплательщик может приложить документы, подтверждающие его требования (см. абз. 1 п.

2 ст. 139 Налогового кодекса РФ).

В течение трех дней со дня поступления жалобы налогоплательщика налоговый орган направляет ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (см. п. 3 ст. 139 Налогового кодекса РФ).

Однако, вышестоящий налоговый орган может и не отменить решение нижестоящего налогового органа, в таком случае решение нижестоящего налогового органа вступит в законную силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

Но не стоит отчаиваться, потому что такое решение налогоплательщик сможет обжаловать его в административном или судебном порядке, руководствуясь положениями статей 138-141 Налогового кодекса РФ (см. Письмо Минфина России от 20 ноября 2009 года № 03-02-07/1-516).

Административный порядок обжалования решения налогового органа, принятого по результатам проверки, подразумевает подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган.

В случае если налогоплательщиком апелляционная жалоба на решение налогового органа не подавалась, он может обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган даже после вступления решения в законную силу, об этом говорится в пункте 3 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ.

Подать такую жалобу налогоплательщик вправе в течение двенадцати месяцев с момента вынесения итогового решения по результатам налоговой проверки (см. абз. 4 п. 2 ст. 139 Налогового кодекса РФ).

Что касается судебного обжалования актов налоговых органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц, оно осуществляется путем подачи соответствующего заявления в арбитражный суд, руководствуясь нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ (см. п.2 ст.138 Налогового кодекса РФ). При этом напрямую в арбитражный суд налогоплательщик вправе обжаловать:

  • решение налогового органа об отказе в зачете или возврате налога;
  • требование налогового органа об уплате налога, пеней, штрафов;
  • действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено право налогоплательщика обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия должностных лиц незаконными, если считают, что оспариваемые им акты одновременно:

  • не соответствуют закону или иному принятому в соответствии с этим законом нормативному правовому акту;
  • нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, либо неправомерно возлагают на налогоплательщика какие-либо обязанности, а также создают препятствия для осуществления налогоплательщиком предпринимательской деятельности.

В завершение рассматриваемой темы добавим, что правовые последствия отмены решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности арбитражным судом и вышестоящим налоговым органом различны.

Так при отмене решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности вышестоящим налоговым органом прекращаются действия принятого решения на будущее, а в случае отмены решения налогового органа арбитражным судом влечет признание такого решения  недействующим с момента его принятия, то есть такое решение считается незаконно вынесенным налоговым органом изначально.

Источник: //apgmag.com/obzhalovaniye-resheniy-nalogovogo-organa-po-rezultatam-nalogovoy-proverki/

Составление возражений

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».  

Сам по себе акт налоговой проверки не может привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности, он лишь готовит налоговый орган к вынесению решения.

В ответ на возражения налогоплательщику должны сообщить, где и когда они будут рассматриваться. Он может присутствовать при рассмотрении возражений, давать свои пояснения и представлять подтверждающие документы инспектору.

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Как правило, возможны следующие результаты при рассмотрении возражений:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности;
  • отказ от привлечения ответственности;
  • проведение дополнительного контроля.  

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

Куда направлять?

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

  • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.  
  • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
  • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
  • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
  • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
  • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
  • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
  • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
  • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
  • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
  • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
  • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).

Источник: //kontur.ru/articles/5286

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.