+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Учет особенности структуры бизнеса в России при налоговом контроле цен

Контролируемые сделки в 2021: критерии, таблица

Учет особенности структуры бизнеса в России при налоговом контроле цен

Взаимозависимыми компании имеют прекрасную возможность манипулировать ценами, тем самым занижая налоговую базу за счет регулирования размера доходов, расходов или убытков для целей налогообложения. При перераспределении доходов и расходов успешно используются структуры в низконалоговых юрисдикциях.

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национальных законодательств.

С 2010 года действует Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010) В 2013 году по просьбе G20 на заседании Совета Министров ОЭСР была принята Декларация о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting).

Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

В Российской Федерации с 1 января 2012 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (Закон 227-ФЗ). Закон 227-ФЗ, который дополнил Налоговый кодекс РФ разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

Его положения направлены, в том числе, на предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

Закон 227-ФЗ закрепил основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования — «принцип вытянутой руки».

Принцип «вытянутой руки» в трансфертном ценообразовании

Согласно принципу «вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

Что такое контролируемые сделки?

Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются:

  1. Сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, которые закреплены в ст. 105.14 НК РФ).
  2. Сделки (совокупность сделок), приобретающие статус контролируемых сделок в результате приравнивания их к сделкам взаимозависимых лиц (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
  3. Сделки, признанные контролируемыми в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ)

Мы объединили критерии контролируемых сделок 2021 для целей налогообложения в таблице:

Контролируемые сделки Лимит годового оборота
Внешнеэкономические сделкиМежду взаимозависимыми лицамиЛимит не установлен
С товаром биржевой торговли60 млн. руб.
С резидентами оффшоров согласно перечню Министерства Финансов РФ60 млн. руб.
Внутрироссийские сделкиМежду взаимозависимыми лицами1 млрд. руб. (с 2021 г.)
Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон:Освобождена от налога на прибыль или применяет ставку 0%60 млн. руб.
Резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль60 млн. руб.
Плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах59 млн. руб.
Применяет спец. налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН)100 млн. руб.

Компания «А» (РФ) оказывает услуги по маркетингу Компании «Б» (РФ) на общую сумму 300 млн. руб. Компания «Б» производит и реализует продукцию Компании «А» на сумму 750 млн. руб. Компания «А» участвует в капитале Компании «Б», доля этого участия более 25%.

Вопрос:
Является ли сделка для Компании «А» контролируемой?

Ответ:
Да, является. Для определения суммового критерия контролируемой сделки между взаимозависимыми лицами мы должны сложить 300 млн. руб. (маркетинг) и 750 руб. (продукция). Итог= 1 050 млн. руб. (больше 1 млрд. руб.).

Налогоплательщикам следует помнить, что не все сделки признаются контролируемыми.

Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 — 3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми сделки:

Очень часто слушатели задают вопрос: «Все ли налоги могут попадать под контроль налоговых органов по ТЦО»? Налоговый кодекс содержит ограниченный перечень налогов, полнота исчисления которых контролируется, а именно:

  1. Налог на прибыль организаций.
  2. НДФЛ, который уплачивается в отношении доходов от предпринимательской деятельности и частной практики (ст. 227 НК РФ).
  3. НДПИ — если одна из сторон сделки — плательщик НДПИ, предметом сделки являются полезные ископаемые, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах.
  4. НДС — если одна из сторон сделки (организация или ИП) не является плательщиком НДС или освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС.

Наиболее важный и сложный вопрос состоит в том, как применить принцип «на расстоянии вытянутой руки» и на практике определить рыночную цену сделки для целей налогообложения. Существуют несколько выработанных в рамках ОЭСР методов такой оценки, создающих концептуальную основу для определения цены (Transfer pricing methods (methodologies)).

Никакой из них не может считаться универсальным (подходящим для любой ситуации), и по общему правилу необходимо выбрать метод, обеспечивающий наиболее точную оценку. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным по отношению к иным методам и может применяться при наличии на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки), а также при наличии необходимого количества информации о такой сделке.
  2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу).
  3. Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг).
  4. Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод).
  5. Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

Отправная точка при выборе метода — понимание контролируемой сделки, основанное на функциональном анализе. Компоненты такого анализа — исследование функций сторон сделки, используемых ими активов и принимаемых на себя рисков.

Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ осуществляются с учетом положений ст. 105.5 НК РФ, которыми определены характеристики сделок, необходимые для анализа, учитываемые при этом условия, факторы и иные параметры, и с использованием информации, предусмотренной ст. 105.6 НК РФ.

Следующий этап нашего исследования — сопоставление условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике.

Конкретный перечень НК РФ не содержит, что дает некоторое преимущество налогоплательщики при подготовке документации. Налогоплательщик сам выбирает источники информации! А дальше, если возникает спор, налоговые органы должны доказать правомерность выбора.

Вы можете получить у нас услуги:

  • — оформление уведомления по контролируемым сделкам для ФНС РФ;
  • — подготовка пакета документации по ТЦО для обоснования рыночного уровня цен и избегания штрафов;
  • — выявить контролируемые сделки.

Казалось бы здесь всё ясно. Контроль за ценами осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).

И, тем не менее, по данному вопросу уже накопилась арбитражная практика, тесно переплетающаяся с темой необоснованной налоговой выгоды. Мы представим подборку арбитражных судов и выводов по данной теме в следующей статье налоговых юристов.

Завершим обзор напоминанием об ответственности налогоплательщика. За несоблюдение требований НК РФ к контролируемым сделкам предусмотрены штрафы:

Отчет о контролируемых сделках:

В этой статье мы лишь кратко изложили основные аспекты применения трансфертного ценообразования по контролируемым сделкам. В дальнейших наших обзорах, мы подробно поговорим о преимуществах каждого метода исследования цены, симметричных корректировках, арбитражной практике и многих других особенностях трансфертного ценообразования в России.

Обращайтесь, мы поможем выявить контролируемые сделки и, в случае надобности, подготовить необходимую документацию.

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/kontroliruemye-sdelki-v-2021-kriterii-tablica/

Учет особенности структуры бизнеса в России при налоговом контроле цен

Учет особенности структуры бизнеса в России при налоговом контроле цен
П.С. Кондуков, ведущий юрист

Е.А. Щербинина,

младший юрист

Авторы – сотрудники «Пепеляев Групп»

Предмет спора: сравнив фактические цены реализации товаров с полученной расчетной ценой по методу цены последующей реализации, налоговый орган доначислил акциз, НДС и налог на прибыль Главный урок этого дела: произвольный выбор налоговым органом метода определения рыночного уровня цен делает невозможным доначисление налогов

Несмотря на готовящийся закон о трансфертных ценах, предлагающий иной подход к налоговому контролю1, вопросы применения действующих статей 20 и 40 НК РФ будут возникать еще как минимум три года, пока у налого­вых органов будет право проводить проверки налоговых периодов, предшествующих вступлению в силу новых правил.

Предлагаемое читателю судебное дело наглядно показывает, какие ошибки допускают налоговые органы, контролируя примененные налогоплательщиками цены и каким образом должно применяться действующее законодательство.   

Суть спора

На протяжении нескольких лет Общество реализовывало произведенную продукцию контрагенту, который в свою очередь реализовывал ее оптом организациям, торгующим данным товаром.

По результатам выездной налоговой проверки налоговый орган доначислил НДС, акциз и налог на прибыль, указав на наличие взаимозависимости Общества и его контрагента, которая оказала влияние на формирование цены. По мнению налогового органа, цены были занижены, а Общество получило необоснованную налоговую выгоду.

Придя к выводу о влиянии взаимозависимости сторон на порядок определения цен, применяемых при реализации продукции, налоговый орган рассчитал цену для сравнения по методу цены последующей реали­зации.

Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в суд.

Позиция налогового органа

Налоговый орган указал на зависимость деятельности контрагента от производственной деятельности Общества. Признаки взаимозависимости Общества и его контрагента с учетом пункта 2 статьи 20 НК РФ заключаются в том, что фирма – учредитель Общества является одновременно и 100-процентным учредителем контрагента. На момент проверки обе компании входили в холдинговое объединение.

Вся произведенная продукция направлялась в адрес контрагента Общества, а далее – на реализацию в другие компании. Финансовый поток, образующийся на территории России в результате реализации продукции, проходил через расчетные счета контрагента.

С учетом перечисленных фактов можно сделать вывод о том, что Общество реализовывало продукцию по заведомо заниженным ценам через взаимозависимое лицо с целью получения налоговой выгоды по уплате косвенных налогов – акциза и НДС.

Для сравнения примененных Обществом цен с рыночными ценами использован метод последующей реализации, который следует за методом сравнения фактической цены реализации с рыночной ценой на идентичный (однородный) товар, полученной из официальных источников информации (п. 11 ст. 40 НК РФ).

Позиция налогоплательщика

При продаже продукции Общество применяло обоснованные цены, соответствующие уровню рыночных цен и условиям сделок. Целью его деятельности было получение дохода.

 По закону обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на сам налоговый орган (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, далее – Постановление № 53)2.

Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики (п. 1 Постановления № 53).

В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, – достоверны.

Анализируя пункты 3, 4 и абзац пятый пункта 5 Постановления № 53, можно сделать вывод о том, что в качестве основного обобщенного обстоятельства, свидетельствующего о необоснованности налоговой выгоды, Пленум ВАС РФ указывает на случаи, когда действия налогоплательщика не обусловлены разумными экономическими или иными причинами (деловыми целями).

Разделение предпринимательской деятельности по про­­из­водству и сбыту продукции между Обществом и контр­агентом сложилось в конце 90-х гг.

Представленная структура ведения бизнеса международным концерном на территории РФ, в который входят Общество и его контр­агент, предусматривающая разделение деятельности по производству и сбыту продукции между двумя юридическими лицами, была создана задолго до проверяемого налоговым органом периода и обусловлена целями организационной оптимизации бизнеса, принятыми за рубежом. 

Деловой целью разделения предпринимательской дея­тельности по производству и сбыту продукции между двумя организациями является специализация бизнеса и повышение его управляемости. Разделение различных бизнес-процессов между организациями группы уже давно применяется за рубежом и подтвердило свою высокую эффективность.

Поскольку концерн, в который входят Общество и его контрагент, – зарубежная компания, то он использовал обычные для него способы построения бизнеса и на территории РФ. Кроме того, такой способ построения бизнеса является типичным для большинства компаний, осуществляющих производство и сбыт потребительских товаров в РФ.

Оправданность экономической специализации организаций группы подтверждается и арбитражной практикой3.

Реальность специализации Общества на производственной деятельности, а контрагента – на деятельности по сбыту продукции подтверждается фактическими данными о структуре затрат организаций в проверяемом периоде.

В качестве подтверждения отсутствия у Общества расходов на рекламу, маркетинг, поддержание сбыта и иные расходы на сбыт продукции на территории РФ в суд были представлены бухгалтерские справки о структуре затрат контрагента, согласно которым расходы на рекламу и сбыт продукции Общества составили до 90% (в проверяемом периоде).

Общество получило реальный экономический эффект от предпринимательской деятельности по производству продукции, что подтверждает наличие у него деловой цели.

В пункте 9 Постановления № 53 Пленум ВАС РФ указал, что наличие разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

О положительном экономическом эффекте ведения деятельности свидетельствует положительная динамика целого ряда финансовых показателей за проверяемый период, включая коэффициенты рентабельности, текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и финансовой устойчивости. Согласно данным бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках показатели валовой и чистой прибыли неуклонно росли высокими темпами.

Таким образом, экономический анализ доказывает не только намерение Общества получить соответствующий экономический эффект от своей деятельности, но и фактическое достижение этой цели.

Вывод о необходимости исследовать и учитывать показатели экономической эффективности деятельности налогоплательщика при разрешении споров об обоснованности получения налоговой выгоды подтверждается и устойчивой арбитражной практикой4.

Между Обществом и контрагентом отсутствует взаимозависимость, но даже если бы она и существовала, то не привела бы к получению необоснованной налоговой выгоды.

В пунктах 2 и 6 Постановления Пленума № 53 говорится, что взаимозависимость участников сделки сама по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

Налоговый орган обязан доказать необоснованность налоговой выгоды.

Судебная практика на уровне федеральных арбитражных судов также исходит из того, что налоговый орган должен доказать целенаправленное влияние взаимозависимости на налоговые последствия хозяйственной дея­тельности5.

С учетом характера изменений в законодательстве (увеличение ставки акциза) о стремлении Общества снизить платежи по акцизу свидетельствовало бы снижение цены реализации продукции в адрес контрагента по сравнению с действовавшими до принятия изменений ценами. На наличие такой цели могло указывать и разделение бизнеса по производству и реализации продукции между двумя организациями именно в этот момент.

Однако Общество не только не снизило отпускные цены, но и повысило их (подтверждено представленными в суд прайс-листами, счетами-фактурами, накладными на отпуск продукции), что подтверждает отсутствие умысла на уменьшение налоговых обязательств и, напротив, свидетельствует о добросовестном исполнении налоговых обязанностей.

Изменение порядка налогообложения не должно вести к изменению порядка ведения бизнеса коммерческими организациями.

Налоговый орган нарушил принципы определения уровня рыночных цен для целей налогообложения, установленные статьей 40 НК РФ, – не применил первый из предусмотренных метод сравнения фактической цены реализации продукции с рыночной ценой на идентичный (однородный) товар, полученной из официальных источников.

При проведении контрольных мероприятий налоговый орган не вправе произвольно выбирать метод определения цены, а должен применять методы последовательно – переходить к следующему при документальном подтверждении невозможности использования предыдущего метода. То есть метод цены последующей реализации может быть применен налоговым органом только в том случае, если он докажет невозможность применения метода сравнения цены с рыночной (см. текст на полях, с. 62).

Налоговый орган не вправе игнорировать в ходе налогового контроля основной метод определения рыночной цены на основе информации о сделках с идентичными (однородными) товарами в сопоставимых условиях6.

Как указывал Президиум ВАС РФ7, методы цены последующей реализации и затратный могут применяться последовательно при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам (работам или услугам) и при отсутствии других условий, делающих невозможным определение рыночной цены в порядке, предусмотренном пунктами 4–11 статьи 40 НК РФ.

Кроме того, налоговый орган грубо нарушил установленные абзацем первым пункта 10 статьи 40 НК РФ правила определения рыночных цен методом цены последующей реализации.

В соответствии с этим методом рыночная цена реализуемых продавцом товаров определяется как разность цены, по которой эти товары реализованы их покупателем при последующей реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой товары, работы или услуги были приобретены этим покупателем у продавца) и продвижении этих товаров на рынок, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя (см. текст на полях, с. 63).

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЦЕН

Методы определения уровня рыночных цен (п. 3–11 ст. 40 НК РФ)

Уровень рыночных цен, используемых для контроля правильности фактически примененных налогоплательщиком цен, определяется на основе трех методов, применяемых последовательно: – метод сравнения с рыночной ценой на идентичные (однородные) товары, полученной из официальных источников информации (п. 11); – метод цены последующей реализации (абз. 1 п. 10); – затратный метод (абз. 2 п. 10).

Условие применения метода цены последующей реализации

Налоговый орган обязан доказать одно из следующих обстоятельств: – отсутствие на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам; – отсутствие предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг; – невозможность определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников.

Расчет цены методом последующей реализации

Цена последующей реализации рассчитывается по следующей формуле:

Цр = Цпр – З – П,

где:

Цр – расчетная цена;

Цпр – цена последующей реализации;
З – затраты, обычные для данной сферы деятельности;
П – прибыль, обычная для данной сферы деятельности.
 

Источник: http://nalogoved.ru/art/120.html

Общие положения о налоговом контроле

Учет особенности структуры бизнеса в России при налоговом контроле цен
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Общие положения о налоговом контроле

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы.

С точки зрения действующих положений НК РФ, налоговый контроль является одной из форм управленческой деятельности, функции, эффективность, содержание, результат и порядок применения которой направлены на постоянный анализ и наблюдение за исполнением существующих норм налогового законодательства России.

Все формы и методы налогового контроля также направлены на постоянный контроль процедуры налогообложения, установленной НК РФ, на своевременное выявление и анализ правонарушения в области действующего законодательства России, а также на постоянное совершенствование и развитие функции существующей системы.

Формы налогового контроля, его предмет, порядок применения и государственные полномочия, функции, признаки, источники – все это касается общественных правоотношений, регулярно образующихся в данной области действующего законодательства России.

Основы налогового контроля и ответственность за нарушение действующих норм устанавливаются положениями НК РФ. Порядок применения данных норм является очень важным и требует к себе максимально внимательного подхода.

Любое нарушение, допущенное со стороны представителя налогового органа во время осуществления определенного мероприятия налогового контроля, может привести к полному аннулированию результатов этой процедуры, будь то камеральная проверка организации налогоплательщика, анализ совершенного правонарушения и т.д.

Принципы налогового контроля, его предмет, содержание, порядок применения, эффективность и функции относятся к общим принципам, урегулированным НК РФ.

К основным можно отнести: защиту интересов налогоплательщиков, постоянный анализ деятельности, контроль поступления денежных средств в казну государства в установленный срок, постоянное повышение эффективности, совершенствовании и развитие системы и т.д.

Развитие и совершенствование, повышение уровня, а также значение налогового контроля никогда не потеряют актуальность.

Применение норм действующего налогового законодательства России и анализ их эффективности – процесс непрекращающийся и, безусловно, необходимый.

Его результат является очень важным – он обеспечивает правомерность государственного процесса налогообложения, укрепляет это понятие и определение, обеспечивает постоянное повышение государственного уровня, открывает новые источники и цели, объекты, приемы, способы, этапы и полномочия.

Статус органов налогового контроля России, их назначение и определение всегда будут занимать огромное место в существующей правовой системе, так как является ее неотъемлемой частью.

Правила проведения налогового контроля

Нормы налогового законодательства России и общие положения НК РФ устанавливают определенный порядок и критерии, которые должны быть соблюдены во время проведения любого мероприятия налогового контроля, будь то камеральная проверка, либо иные формы налогового контроля.

В тех случаях, когда формы и методы налогового контроля, либо определенные действия налогового контроля, будут содержать в себе правонарушения, результат данного контроля будет аннулирован, а на виновное лицо будет наложена ответственность за данное нарушение, которое показал результат проверки, проведенной в установленный срок.

Общие положения и порядок НК РФ устанавливают, что все формы проведения налогового контроля представляют собой особые способы получения той или иной информации о налогообложении, а также ее анализ и другие приемы.

Обеспечение налогового контроля чаще всего выражается в организации и проведении такой процедуры как налоговая проверка – камеральная и иные.

Во время ее непосредственного осуществления, проверяются документы организации, проводится анализ ее деятельности с точки зрения положения НК РФ, проверяются установленные сроки, порядок, выявляются определенные правонарушения, а также осуществляются иные мероприятия налогового контроля.

Камеральная и иные проверки налогообложения организации должны проводиться в установленный срок.

Предмет и результат данных проверок представляют собой письменное заключение, в котором содержатся все необходимые сведения – отсутствующие, либо неправильно оформленные документы, анализ которых был произведен, возможное нарушение и ответственность за него, критерии эффективности организации, субъекты проверки, данные о том, какие именно мероприятия налогового контроля были проведены, а также иные общие положения, сущность которых относится к составу данной процедуры.

Камеральная и иная проверка налогообложения имеют свой предмет, сущность, элементы, субъекты, цели, источники, порядок применения и критерии, установленные НК РФ, например, срок давности.

В соответствии с правилами налогового законодательства России, осуществление данной процедуры может произойти в течение 3-х календарных лет деятельности налогоплательщика.

Уполномоченным лицом в установленный срок могут быть истребованы дополнительные документы для осуществления проверки деятельности организации, наличия, либо отсутствия правонарушения.

В том случае, если нарушение государственного налогового порядка было выявлено, уполномоченным лицом устанавливается срок, требующийся для его устранения, а также необходимые документы, которые нужно будет представить в указанные сроки.

https://www.youtube.com/watch?v=N-ZoclQe1BQ

Ответственность за то, что в установленные сроки не были представлены требующиеся документы и элементы, будет более серьезной, чем та, которую предусматривали первоначальные этапы.

Камеральная проверка является государственной юридической процедурой, это значит, что ответственность может быть применена и к сотрудникам налогового учреждения. Данная ответственность и ее обеспечение может применяться только в том случае, если нарушение действительно является доказанным фактом и если был проведен соответствующий анализ, результат которого показал данное нарушение.

Регулирование налогового контроля, ответственность и ее обеспечение является компетенцией судебных органов.

Различные особенности налогового контроля, а также некоторые нюансы исполнения непосредственных функций налоговых инспекторов, их структура, предмет, понятие, этапы, элементы и ответственность также могут стать объектами судебных разбирательств, если такая актуальность и ее признаки имеются.

Особенности осуществления налогового контроля

Формы налогового контроля представляют собой определенные способы проверки организации и процедуры ее налогообложения, предусмотренные НК РФ. Предмет и задачи налогового контроля, а также его критерии, функции, порядок и общие положения всегда направлены на сбор информации о налогообложении той или иной организации и на ее последующий анализ.

Камеральная проверка, входящая в виды налогового контроля, осуществляется по месту нахождения налогоплательщика. В ходе исполнения ее функции, для выявления того или иного правонарушения в установленный срок, проверяются документы, представленные налогоплательщиком, а также те документы, которые имеются у налогового органа.

Если после того, как будет получен результат, в нем будут иметься какие-либо правонарушения, выявленные в ходе проверки, налогоплательщику устанавливается определенный срок для того, чтобы данное нарушение государственного законодательства было устранено.

В тех случаях, когда органы налогового контроля выявили, что ранее установленное нарушение действующего законодательства России не было устранено в срок, к налогоплательщику могут быть применены иные меры ответственности, порядок применения и критерии которых, а также функции, содержание, предмет и эффективность устанавливаются НК РФ.

Камеральная проверка, входящая в мероприятия налогового контроля, касается также и налоговых льгот, наличие которых подтверждают соответствующие государственные документы.

Для каждого мероприятия налогового контроля установлен допустимый срок проведения той или иной проверки, в течение которого могут быть проверены документы организации, проведен их анализ, изучены функции, общие положения, содержание, критерии, эффективность и т.д.

В тех случаях, когда камеральная проверка была проведена неправомерно, ее результат не является верным. Он может быть опровергнут заинтересованными лицами, которые являются участниками данных правоотношений.

Вместе с этим, как результат нарушения, может быть применена и определенная ответственность, которая является неотъемлемой частью проявленных нарушений и входит в особенности налогового контроля. Ответственность выбирается, опираясь на результат проведенной проверки, который является неоспоримым основанием.

Запреты при осуществлении налогового контроля

Камеральная проверка и иные мероприятия налогового контроля должны полностью соответствовать действующим положениям налогового законодательства России, иначе, в случае правонарушения, к уполномоченным лицам могут быть применены определенные меры ответственности за неправомерно проведенный налоговый контроль.

Например, снятие функции по проверке, как результат раннего правонарушения и иная ответственность, предмет, понятие, структура, субъекты и этапы которой будут зависеть от каждого конкретного случая.

Налоговый контроль и его структура, в ходе его осуществления и исполнения главной функции, должен строго отвечать действующим требованиям законодательства России. Нарушение будут представлять из себя следующие действия:

  • явное превышение полномочий в ходе осуществления какого-либо мероприятия налогового контроля. При этом само повышение государственного полномочия должно быть подтверждено соответствующими доказательствами, включая необходимые документы, а также иные элементы и источники, которые характеризуют налоговый контроль;
  • совершение определенных действий налоговыми органами, цель, определение, понятие и сущность которых заключаются в личных интересах, при этом не учитываются установленные правовые основы налогового контроля, а также существующие принципы налогового контроля;
  • применение определенного полномочия, как средство контроля налоговых органов, для его использования в личных интересах, с целью получения материальной выгоды, а не развития системы налогового контроля и т.д.;

Превышение того или иного полномочия является объектом правонарушения, за которым обязательно должно следовать применение определенных мер ответственности, предмет, содержание, источники и эффективность которой направлены на устранение правонарушения в установленный срок.

Налоговый контроль будет эффективным только в том случае, если его осуществление будет строго соответствовать всем существующим нормам. В противном случае, значение налогового контроля потеряет свою изначальную ценность.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/obshhie-polozheniya-o-nalogovom-kontrole.html

Тема 10. Вопросы ценообразования в Налоговом кодексе Российской Федерации

Учет особенности структуры бизнеса в России при налоговом контроле цен

Статья 735 определяет цену работы в договоре бытового подряда. На основании данной статьи выполненные подрядчиком работы оплачиваются по цене, определяемой соглашением сторон.

Если цена на работу устанавливается или регулируется уполномоченными на то государственными органами, то она не может быть увеличена.

Работа оплачивается заказчиком после ее окончательной сдачи подрядчиком. С согласия заказчика работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса.

10.1. Взаимосвязь налогов и цен

Взаимосвязь налогов и цен обусловлена ролью этих двух экономических категорий в воспроизводственном процессе.

Если цена отражает стоимость всех произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, то налог – часть этой стоимости, один из элементов ее перераспределения.

По сути, налог является одной из основных частей цены, величина которой зависит от законодательно установленных норм и правил перераспределения составных частей валового общественного продукта.

Воздействие налогов на уровень цен проявляется в их включении в состав затрат по производству товаров (работ и услуг) – например, единый социальный налог (взнос) в отнесении на финансовый результат налогоплательщика (налог на прибыль). Природа налогового влияния на цены зависит от вида налога и определяется механизмом его расчета и возможностью переложения на покупателя посредством включения в цену.

Но налог – это не только элемент цены. Взаимодействие налогов и цен проявляется в том, что цена товаров (работ, услуг) является основой при определении налоговой базы. В механизм расчета практически всех значимых налогов заложена цена реализуемых товаров (работ, услуг).

По НДС, некоторым акцизам, налогам, налоговая база определяется как стоимость продукции, исчисленная исходя из цены реализации.

По налогу на прибыль налоговая база определяется как валовая прибыль, представляющая собой разность между выручкой, исчисляемой исходя из тех же цен реализации, и затрат на производство реализованной продукции.

Общая величина налоговой базы находится в прямой зависимости от уровня цен и в идеальной модели является функцией «рыночной цены» реализованных товаров (работ, услуг). При этом речь не случайно идет о рыночной цене.

В условиях рыночной экономики реализация товаров, работ и услуг осуществляется по ценам, определяемым при взаимодействии спроса и предложения.

Каждый продавец или покупатель ориентируется на общий уровень цен, присущий данному рынку, тем самым создавая этот рынок.

Любая налоговая система, построенная на принципах рыночной экономики, сталкивается с необходимостью оценки индивидуальных сделок хозяйствующих субъектов на предмет соответствия применяемых цен реализуемой продукции общему уровню рыночных цен, безусловно, с учетом специфических особенностей каждой сделки. При отсутствии четкого механизма, позволяющего при определенных условиях в целях налогообложения корректировать цену конкретной сделки, у ее участников появляется соблазн показывать цены, отличающиеся от реальных (рыночных).

10.2. Роль налоговых органов в регулировании цен

Налоговые органы в законодательном порядке должны иметь возможность воспользоваться всем спектром косвенных методов определения цены реализованной продукции с целью исчисления налогов исходя из реальной величины налоговой базы.

Действующим налоговым законодательством в Российской Федерации предусмотрен порядок, регламентирующий последовательность определения цены реализованной продукции для целей налогообложения.

Статья 40 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что в целях налогообложения применяется установленная сторонами цена товаров (работ, услуг), пока не доказано ее несоответствие уровню рыночных цен на идентичные (однородные) товары с учетом сопоставимости условий.

Практика реализации данного механизма определения цены товаров (работ и услуг) неоднозначна. С одной стороны, процесс демократизации этой сферы налоговых отношений в направлении создания наиболее благоприятных условий для налогоплательщика, способствующих проведению более гибкой политики продвижения своей продукции на рынке, дал положительные результаты.

Это, в частности, относится к конкурентным рынкам, на которых цены формируются при взаимодействии спроса и предложения. Сопоставление деятельности значительного количества хозяйствующих субъектов позволяет налоговым органам провести сравнение и доказать несоответствие применяемых цен рыночным.

Для этих целей в качестве базовой цены для сравнения можно выбрать средневзвешенную рыночную цену за отчетный период.

С другой стороны, наличие большого количества оценочных категорий и практически полное отсутствие информационной базы, обеспечивающей определение рыночной цены и отбор сопоставимых сделок, затрудняют проведение налоговыми органами эффективного контроля над применяемыми налогоплательщиками ценами.

Итак, налоговый орган должен принять решение о необходимости пересчета результатов сделки для целей налогообложения по рыночной цене.

При этом само по себе отклонение цены, указанной сторонами сделки, от рыночной не может повлечь за собой доначисление налога и пеней. Для того чтобы доначислить их, налоговый орган должен иметь основания для проверки цен. Такими основаниями могут быть только следующие обстоятельства:

-стороны являются взаимозависимыми лицами;

-сделка совершена в рамках товарообменной (бартерной) операции;

-цена сделки в пределах непродолжительного периода времени отклоняется от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), более чем на 20 процентов;

-сделка является внешнеторговой.

Если сделка не удовлетворяет ни одному из указанных признаков, налоговый орган не вправе проверить правильность применения цен.

Согласно пункту 2 статьи 50 Конституции РФ, если такая проверка была произведена налоговым органом, ее результаты не могут обосновывать доначисление налога и пеней, поскольку они получены с нарушением федерального законодательства.

Взаимозависимые лица – это граждане и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Признание лиц взаимозависимыми возможно по закону либо по суду. Согласно статье 20 Налогового кодекса РФ, взаимозависимость возникает в

тех случаях, когда:

1)одна организация непосредственно участвует в деятельности другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

2)одна организация косвенно участвует в деятельности другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

3)доля косвенного участия одной организации в деятельности другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

4)одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

5)лица состоят, в соответствии с семейным законодательством РФ, в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя или опекаемого.

Первые два основания применяются для сделок между организациями. Последние два распространяются на сделки между физическими лицами. Признание взаимозависимости без суда возможно только в указанных случаях.

Во всех остальных суд может признать взаимозависимость по иным основаниям, если отношения между лицами могут влиять на результаты сделок по реализации товаров.

Для организаций взаимозависимость определяется по доле участия, которая должна составлять более 20%.

Примеры

Непосредственное участие. Предприятие А владеет акциями ОАО предприятия Б в размере 25% от уставного капитала. В этом случае все сделки, совершаемые между данными предприятиями, подлежат контролю со стороны налогового органа. Если доля такого участия составляет, например, 18%, то цены по сделкам по указанному основанию контролю не подлежат.

Косвенное участие. Предприятие А владеет акциями ОАО предприятия Б в размере 70% от уставного капитала. В свою очередь предприятие Б владеет акциями ОАО предприятия С в размере 30% от уставного капитала. В этом случае предприятия А и С являются взаимозависимыми лицами (доля участия 21% = 70 · 30 / 100). Все сделки, совершаемые между предприятиями А и С, контролируются налоговыми органами.

Товарообменные (бартерные) операции – это операции, совершаемые на основе договоров мены и товарообмена.

Договор мены регулируется главой 31 Гражданского кодекса РФ. Понятие «договор товарообмена» не установлено ни в налоговом, ни в гражданском законодательстве. Указанная операция сложилась на практике и стала своеобразным обычаем делового оборота.

Товарообменные операции осуществляются на основании одного договора и не предполагают осуществления между сторонами расчетов. В отличие от договоров мены в договоре на совершение товарообменных операций не указывается точное количество обмениваемого имущества, а цены на это имущество не являются равными.

Как правило, на практике предприятия в рамках договора товарообмена уславливаются осуществлять встречные поставки собственной продукции в течение продолжительного периода времени.

В связи с этим не считаются товарообменными операциями поставки товаров в рамках договора купли-продажи, поставки, даже если расчеты по ним происходят по взаимозачету, векселями, уступкой права требования и другими подобными способами.

Внешнеторговые сделки – это сделки, заключаемые в процессе осуществления внешнеторговой деятельности.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5597736/page:13/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.