+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Ускоренный порядок возмещения НДС – ускоренные проблемы

Содержание

Возмещение ндс в заявительном порядке становится доступнее – Бухгалтерия

Ускоренный порядок возмещения НДС – ускоренные проблемы

Порядок возмещения НДС в общем случае (после проведения камеральной проверки) приведен в ст. 176 НК РФ. Но есть и иной (ускоренный) порядок возмещения, описываемый в ст. 176.1 НК РФ. Сравним их.

Основные моменты при возмещении

Ситуации, позволяющие получить возмещение НДС, могут возникать не только у экспортеров, но и у тех налогоплательщиков, которые не занимаются внешнеэкономической деятельностью. Для экспортеров процедура существенно сложнее, так как им еще придется доказывать наличие оснований на применение нулевой ставки налога.

Различают общий и заявительный порядок возмещения НДС. Последний позволяет получить возмещение в ускоренном варианте (до завершения налоговой проверки), условия применения которого прописаны в ст. 176.1 НК РФ. Процедуры проведения самой проверки при обоих порядках идентичны.

Право на возмещение возникает, если сумма налога, начисляемого к уплате, оказывается меньше, чем объем вычетов по НДС. При возмещении компания получает назад сумму налога, которую ранее уплатила поставщику в виде добавления его к цене товара (услуг, работ).

Ситуации, когда возникает право на возмещение налога из бюджета, как правило, возникают:

  • у экспортеров (ведь они продают товар на экспорт по нулевой ставке НДС, а сырье, материалы или готовую продукцию от производителей закупают с применением полной ставки налога);
  • компаний, продающих продукцию с применением ставки 10% и закупающих товары (услуги или работы) с учетом ставки налога, равной 18%;
  • предприятий, которые продали в отчетном периоде меньше товаров, чем приобрели, или у производителей, которые получили доход от реализации своей продукции, меньший, чем понесенные затраты (такая ситуация может возникнуть не только в результате убыточной деятельности предприятия или утери/порче продукции, но и по причине низкого спроса на нее);
  • торговых компаний в случае окончания срока годности продукции и снятия ее с продажи и т. д.

Способы получения возмещения

1. Автоматический зачет имеющейся задолженности предприятия перед бюджетом по налогам. Такое погашение долгов по налогам, пеням и штрафам за счет возмещения НДС производится в соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ.

Исключение составляют случаи погашения недоимки и штрафов, которые, в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ, могут быть взысканы лишь по решению суда. Подробное разъяснение по этому случаю предоставил Президиум ВАС в своем постановлении от 16.04.2013 № 15856/12.

Источник:

Возмещение НДС — как вернуть НДС ООО и ИП на ОСНО в 2018 году

Разберемся, что такое возмещение НДС и как осуществить возврат налога на добавленную стоимость юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применяющим общую систему налогообложения.

По итогам каждого отчетного периода (квартала) ИП и организации на ОСНО обязаны сдавать декларации по НДС. В декларации налогоплательщик указывает:

  • сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, если сумма налога от реализации оказалась выше «входного» НДС.

ООО «Сталь» реализовало товаров на сумму 1 650 000 руб. (в том числе НДС 251 695 руб.), и закупила материалов на 550 000 руб. (в том числе НДС 83 898 руб.). НДС к уплате в бюджет составит 167 797 руб. (251 695 – 83 898).

  • сумму НДС, подлежащую возмещению из бюджета, если сумма «входного» НДС оказалась выше НДС от реализации.

ООО «Сталь» реализовало товаров на сумму 820 000 руб. (в том числе НДС 125 085 руб.), а товаров закупила на сумму 1 450 000 руб. (в том числе НДС 221 186 руб.) Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составит 96 101 руб.

Примечание: важно не путать понятия «налоговый вычет по НДС» и «НДС к возмещению», это два абсолютно разных понятия. Налоговым вычетом называют налог, уплаченный при приобретении товаров, а НДС к возмещению – разницу между НДС от реализации и «входным НДС», подлежащую возврату из бюджета.

Учитывая изложенное, право на возмещение (возврат) из бюджета налога на добавленную стоимость возникает в случае, когда «входной» НДС превышает НДС от реализации. Такая ситуация может возникнуть также если налогоплательщик использует разные ставки налога при реализации и приобретении товаров (работ и услуг). Например, реализует товар по ставке 0% или 10%, а приобретает по основной – 18%.

Кто имеет право на возмещение НДС

Право на возврат налога на добавленную стоимость имеют только плательщики этого налога, то есть ИП и организации, применяющие общую систему налогообложения. Предприниматели и компании на спецрежимах (ЕНВД, ПСНО, УСНО или ЕСХН) не имеют права на возврат налога.

Примечание: если ИП или организация выставила контрагенту счет-фактуру с выделенной суммой НДС, она обязана будет уплатить полученную от покупателя сумму налога в бюджет, но возместить ее из бюджета она не сможет.

Условия возмещения НДС из бюджета

Право на возмещение НДС у плательщиков данного налога возникает при соблюдении следующих обязательных условий:

  • Документальное подтверждение (наличие первичных документов в том числе счетов-фактур, подтверждающих произведенные операции);
  • Реальность сделки и ее направленность получение прибыли в рамках предпринимательской деятельности;
  • Оприходование товаров, работ или услуг;
  • Добросовестность всех участников сделки, включая контрагентов второго и третьего звена.

Примечание: несоблюдение хотя бы одного из указанных выше условий повлечет отказ в возврате налога из бюджета.

Порядок возмещения налога на добавленную стоимость

Порядок и особенности возврата из бюджета налога на добавленную стоимость регламентируются ст. 176 НК РФ.

Примечание: обратите внимание, что возмещение НДС — это право налогоплательщика, которое он должен подтвердить. По этой причине налоговый орган не может самостоятельно произвести возврат НДС из бюджета.

Всего существует два способа возврата НДС из бюджета:

Данный порядок применяется теми налогоплательщиками, которые не имеют права на заявительный (ускоренный) порядок возмещения налога.

Применяется отдельными категориями налогоплательщиков, при соблюдении ряда обязательных условий.

Основным отличием заявительного порядка от общего является возврат налога до окончания камеральной проверки.

Источник:

Ускоренное возмещение НДС

После внесения изменений в главу 21 НК РФ с 1 января 2010 года начал действовать так называемый ускоренный (заявительный) порядок возмещения НДС.

Кто может воспользоваться ускоренным возмещением НДС

Налогоплательщики1 — юридические лица, у которых совокупная сумма налогов — НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ (кроме сумм налогов, уплаченных организацией на таможне и в качестве налогового агента), уплаченная за три календарных года, предшествующих году подачи заявления о возмещении налога, составляет не менее 7 млрд. руб. (ст. 176.1 НК РФ).

Налогоплательщики2 — юридические лица, которые одновременно с декларацией по НДС представили в налоговую инспекцию действующую банковскую гарантию.

Эта гарантия должна предусматривать уплату банком суммы НДС, излишне возмещенного организации (если такая сумма будет выявлена по результатам камеральной проверки).

Если организация применяет заявительный порядок к части суммы НДС, указанной в декларации к возмещению, она вправе представить банковскую гарантию только на эту часть налога.

Суть такого заявительного порядка в том, что налогоплательщик может получить сумму налога до окончания камеральной налоговой проверки и тем самым избежать зависания денег между бюджетом и счетами организации. Обычно необходимость в таком возмещении возникает:

  • торговых компаний в случае окончания срока годности продукции и снятии ее с продажи.
  • торговых компаний, продающих продукцию по ставке 0%, 10% и закупающих товары по ставке 18%;
  • предприятий, которые продали в отчетном периоде меньше товаров, чем приобрели, или у производителей, которые получили доход от реализации своей продукции, меньший, чем понесенные затраты.

Порядок и сроки ускоренного возмещения НДС

В общем порядке после подачи налоговой декларации за отчетный период и заявления на возмещение ИФНС проводит камеральную проверку. Срок проведения проверки ограничен 3 месяцами (пункт 1 ст.

176 и статья 88 НК). Всего на выплату утвержденной после проверки суммы возмещения по НДС отводится 3 месяца и 12 дней после подачи декларации и заявления налогоплательщиком.

Заявительный порядок отличается от общего.

1

В течение 5 (пяти) дней после подачи налоговой декларации по НДС подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога.

Налогоплательщики2 представляют вместе с налоговой декларацией действующую банковскую гарантию.

Она гарантирует уплату в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога будет отменено полностью или частично, пункт 2 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ.

Банковская гарантия должна отвечать требованиям, указанным в пункте 6 данной статьи Кодекса. Банковскую гарантию могут предоставить только банки, соответствующие критериям статьи 74.1 Налогового кодекса РФ.

Перечень таких банков размещается на сайте Минфина России в подразделе «Налоговая и таможенно-тарифная политика» раздела «Налоговые отношения».

Банковские гарантии, выданные филиалами банков, которые внесены в этот перечень, тоже должны приниматься налоговыми инспекциями, письмо ФНС России от 15 июня 2010 г. № ШС-37-3/4049.

Местонахождение филиала банка значения не имеет, письмо Минфина России от 21 октября 2010 г. № 03-07-11/415. Банковская гарантия предоставляется не позднее пяти дней со дня подачи декларации.

Проверить факт выдачи можно по реестру банковских гарантий.

2

В течение 5 (пяти) дней с момента подачи заявления налоговый орган принимает решение о возмещении НДС или об отказе в возмещении, причем основываясь на формальных признаках правильности составления заявления, законности банковской гарантии, наличии недоимки, пени, штрафах и тд. Если у организации есть недоимка (задолженность) по НДС, другим налогам, а также по штрафам и пеням, инспекция направит возмещаемый НДС на покрытие этой недоимки (задолженности). Согласия организации на такое решение не требуется (пункт 9 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ).

3

В течение 5 (пяти) дней с момента принятия решения налоговый орган в письменном виде должен сообщить об этом налогоплательщику. Либо это будет сообщение об отказе в возмещении (частичном или полном) с указанием норм НК РФ, которые были нарушены, либо это будет поручение на возврат заявленной суммы налога (частично или полностью).

Решение может быть направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/169.

Поручение с положительным решением на возврат денег на следующий день после принятия решения направляется в территориальный орган Федерального казначейства.

Если инспекция приняла решение об отказе возместить НДС в заявительном порядке, камеральная налоговая проверка декларации, в которой указана сумма налога к возмещению, продолжается на общих основаниях. В этом случае организация может рассчитывать на возмещение НДС в общем порядке, предусмотренном статьей 176 Налогового кодекса РФ.

4

Орган Федерального казначейства перечисляет деньги в течение 5 (пяти) дней со дня получения поручения и уведомляет налоговую инспекцию о размере возвращенной суммы и фактической дате возврата (абзац 1 и 2 пункта 10 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ).

Источник: https://buchgalterman.ru/zakony/vozmeshhenie-nds-v-zayavitelnom-poryadke-stanovitsya-dostupnee.html

Какими способами можно ускорить возмещение НДС

Ускоренный порядок возмещения НДС – ускоренные проблемы

Одна из задач налогового планирования – ускорение процесса возмещения НДС из бюджета. Несмотря на то что возмещение налога, если в каком-либо квартале сумма вычетов превысила сумму начислений, – законное право компании (ст. 176 НК РФ), воспользоваться им достаточно затруднительно.

Проблема состоит в том, что ожидание возмещения может тянуться более трех месяцев – это максимальный срок проведения камеральной проверки декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

К тому же в ходе камеральной проверки налоговики вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, подтверждающие правомерность налоговых вычетов (п. 8 ст.

88 НК РФ), что часто приносит дополнительные неприятности.

По сути, у компании есть всего три способа ускорить процедуру возмещения НДС из бюджета и не допустить столь долгого отвлечения оборотных средств компании. В порядке убывания степени риска это:

  • частичная или полная передача излишка вычетов дружественной компании, у которой в данном налоговом периоде возник НДС к уплате;
  • создание специальной закупочной компании, при проверке которой в качестве поставщика заведомо не возникнет никаких вопросов;
  • использование механизма ускоренного возмещения НДС.

Излишки вычетов можно передать другой компании

В группе компаний вопросы с ускорением возмещения НДС, с одной стороны, решать проще, с другой – чревато налоговыми претензиями. Речь идет о том, чтобы перераспределить и выравнять налоговые обязанности между членами группы путем создания некоего аналога консолидированной группы налогоплательщиков.

Штатными средствами консолидировать налоговую базу группы компаний по НДС, к сожалению, невозможно. Статья 25.1 Налогового кодекса допускает подобное только в отношении налога на прибыль. Поэтому на практике дружественным компаниям приходится достигать консолидации с помощью внутригрупповых сделок.

Идея состоит в том, чтобы при помощи одной или нескольких вспомогательных сделок с дружественными контрагентами компания, которая потенциально претендует на возмещение НДС, закрыла бы эту сумму начислениями. А партнер по сделке, которому потенциально грозит уплата НДС, получил бы дополнительные вычеты. То есть произвести своеобразный взаимозачет обязательств.

Вариантов для проведения такой вспомогательной сделки множество. Проще всего заключить договор на реализацию товаров, работ, услуг и перечислить по нему предоплату.

В этом случае у компании, получившей аванс от контрагента, возникнет НДС к начислению (п. 1 ст. 154 НК РФ), а перечислившая предоплату компания при соответствующем документальном оформлении (п. 9 ст.

172 НК РФ) вправе претендовать на налоговый вычет (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Однако участникам перераспределения налоговой базы придется найти живые деньги для перечисления предоплаты. Если речь идет о значительных суммах, это может быть проблемой.

Кроме того, участие в процедуре живых денег исключает возможность осуществить регулировку налоговой базы задним числом.

Придется заранее, до окончания налогового периода, прогнозировать итоговые суммы НДС по каждой из компаний группы.

Также предоплата подразумевает либо исполнение данного договора в дальнейшем, либо его расторжение. В первом случае сторонам необходимо будет осуществить поставку товаров, выполнить работы или оказать услуги. А во втором – вернуть аванс и восстановить НДС. И то и другое не всегда уместно.

Если же речь идет о том, чтобы консолидировать налоговые обязательства группы компаний уже после окончания квартала, компании используют иной способ, во многом лишенный перечисленных недостатков.

Это так называемая реализация постфактум.

Дело в том, что после того, как законодатели убрали условие об оплате для получения вычета по НДС, регулировать налоговую базу дружественных компаний стало возможно и после окончания налогового периода.

Чтобы достичь этого, на практике компании проводят отгрузку товаров, подписывают акт выполненных работ, приемки услуг задним числом. Тем кварталом, в котором необходимо перераспределить налоговую базу дружественных компаний. Сумма НДС к уплате определяется по начислению.

Тем самым исключаются первые два из перечисленных выше недостатков регулировки налоговой базы с помощью предоплаты. Однако остается третий – требования к реальности сделки. То есть реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги должны существовать в действительности, иначе высока вероятность, что налоговики признают сделку фиктивной и доначислят налоги.

Кроме того, данный способ чреват изменением налоговой базы сторон по налогу на прибыль. У покупателя (заказчика, клиента) возникают налоговые расходы, а у поставщика (подрядчика, исполнителя) – доходы. Это может быть нежелательным побочным эффектом, если, к примеру, обе компании убыточны.

Популярно на практике дружественное регулирование налоговых обязательств по НДС с помощью оказания услуг. Плюс здесь в том, что в отличие от товара услуги не имеют материального выражения. Но риск здесь тот же – это реальность сделки.

Зачастую группы компаний создают постоянно действующий механизм корректировки налоговой базы. Удобен для этой цели договор аренды. Дело в том, что обычаи делового оборота допускают на какое-то время освобождать арендатора от внесения платы (арендные каникулы).

Что позволяет не перераспределять налоговую базу дружественных компаний в тех периодах, когда в этом нет необходимости. Кроме того, договор аренды допускает переменный размер арендной ставки.

Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ, арендная плата может предусматриваться, в частности, в виде установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов. Что позволяет гибко регулировать обязательства сторон по НДС.

Удобны для организации постоянно действующего механизма регулировки НДС и отношения между реальными поставщиком и покупателем. Регулировку в этом случае на практике осуществляют ретроскидки и ретронадбавки. Скидка – это стимулирующая выплата, которую предоставляет поставщик покупателю.

Надбавка, напротив, разновидность финансовой санкции за неисполнение покупателем каких-либо договорных обязательств.

И скидка, и надбавка однозначно влияют на цену предыдущих поставок, следовательно, обеим сторонам сделки необходимо скорректировать свои налоговые обязательства по НДС и налогу на прибыль.

Так, если НДС к возмещению возник у поставщика, он вполне может договориться с дружественным покупателем о ретронадбавке. С тем, чтобы увеличить свои начисления по данному налогу, а партнер при этом увеличит сумму вычетов.

На практике условие о ретронадбавке либо изначально включается в договор, либо оформляется допсоглашением. Если же проблемы с возмещением у покупателя, дружественный поставщик может предоставить ему ретроскидку.

Тем самым сумма вычетов по НДС за налоговый период у покупателя снизится. У поставщика же снизится сумма начислений.

При всех плюсах консолидации налоговой базы по НДС группы компаний стоит обратить внимание на финансовую сторону последствий.

Несмотря на то что в совокупности холдинг не несет никаких потерь от того, что одна из компаний не получает возмещения НДС из бюджета, а другая в той же сумме уменьшает свои платежи туда, конкретные юрлица лишаются оборотных средств в пользу дружественной компании.

В результате группе приходится решать вопрос о безналоговом рефинансировании сэкономленных средств в компанию, которая не получила возмещение.

В случае прямой аффилированности участников это может быть безвозмездная передача денежных средств (п. 3.4 и 11 ст. 251 НК РФ) или дополнительный вклад в уставный капитал (п. 3 ст. 251 НК РФ). Формально независимым компаниям приходится решать этот вопрос, например, при помощи займов (п. 10 ст. 251 НК РФ).

Закупочная компания, решая проблемы, создает новые

Учитывая, что углубленная камеральная проверка по возмещению НДС прежде всего связана с проверкой добросовестности поставщиков, для компании, возмещающей налог из бюджета, разумно свести количество этих поставщиков к минимуму.

Возможно даже к одной компании, которая будет осуществлять все необходимые закупки и перепродавать полученные товары с небольшой наценкой. Плюсы такой организации в том, что в ходе камеральной проверки представляются документы только по одному договору.

При этом есть стопроцентная гарантия, что поставщик – добросовестный налогоплательщик, сдающий отчетность.

Однако решив одни проблемы, важно не создать другие. Дело в том, что, борясь с недобросовестными налогоплательщиками, налоговики с большим подозрением относятся к компаниям, которые настаивают на возврате из бюджета денежных средств, при этом все их счета-фактуры по вычетам получены от одной и той же, вероятно, дружественной компании.

Заявительный порядок возмещения дорог и опасен

С 2010 года компании могут возмещать НДС из бюджета, не дожидаясь окончания камеральной проверки (ст. 176.1 НК РФ), в заявительном порядке. Это частично решает проблему отвлечения оборотных средств (исходя из норм закона, деньги можно получить уже через 10 рабочих дней после подачи заявления), однако не избавляет компанию от углубленной камеральной проверки декларации.

Для того чтобы возместить НДС в заявительном порядке, обычная организация, которая не платит миллиарды рублей в бюджет, должна приложить к своему заявлению банковскую гарантию на полную сумму возмещаемого налога (подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).

Принимаются гарантии только от банков, включенных Минфином России в соответствующий перечень (http://www.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/bankwarranty/index.php?id4=19700).

Естественно, услуги банка небесплатны, поэтому речь и идет лишь о частичном решении проблемы отвлечения оборотных средств.

После получения заявления у налоговиков будет пять рабочих дней на принятие решения. Если оно положительное, то компания может получить деньги, только если у нее нет долгов перед бюджетом (п. 9 ст. 176.1 НК РФ). В противном случае производится зачет налогов.

Еще пять рабочих дней с момента принятия решения дается на перечисление денег. Если средства не будут перечислены налогоплательщику на 11-й рабочий день с момента подачи заявления, то с 12-го ему выплачиваются проценты исходя из ставки рефинансирования (п. 10 ст. 176.

1 НК РФ).

Казалось бы, в заявительном порядке возмещения НДС одни плюсы. Однако это не так. Помимо достаточно недешевой банковской гарантии возможны и иные финансовые потери.

Во-первых, если в результате камеральной проверки налоговики не подтвердят право на возмещение НДС, компания должна вернуть деньги в пятидневный срок после получения требования.

А также уплатить проценты за пользование бюджетными средствами исходя из двукратной ставки рефинансирования (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

И если стоимость банковской гарантии можно учесть в налоговых затратах на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 265 НК РФ, то сумму процентов учесть не получится (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Поэтому ускоренный порядок возмещения НДС подходит далеко не всем компаниям. Для налогоплательщиков, чьи декларации налоговики обычно проверяют длительное время, оплата банковской гарантии может съесть всю выгоду от возмещения НДС. Кроме того, дамокловым мечом висит возможность применения санкций в виде двойных процентов рефинансирования.

Компании предпочитают безопасность ускорению

Несмотря на то что описанные выше способы действительно могут ускорить возмещение НДС, на практике многие компании предпочитают не рисковать, а отложить излишек вычетов на более поздний срок. То есть вместо ускорения, напротив, замедлить возмещение, но получить гарантии от углубленной камеральной проверки.

Дело в том, что право на применение вычетов не ограничено рамками конкретного налогового периода, Налоговый кодекс требует лишь уложиться в три года после окончания налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на вычет (п.

2 ст. 173 НК РФ). Кроме того, как справедливо указывают суды, вычет НДС в более позднем периоде не влечет за собой недоплату НДС в бюджет (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.05.10 № А27-14786/2009).

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/3383-kakimi-sposobami-mojno-uskorit-vozmeshchenie-nds

Ускоренное возмещение НДС: скрытые угрозы

Ускоренный порядок возмещения НДС – ускоренные проблемы

Возмещать НДС из бюджета компаниям обычно не только трудно, но и долго. Этот процесс конечно можно ускорить, но, как это часто бывает, за «сервис» надо платить. А в случае в банковской гарантией можно заплатить две цены. Как этого избежать вы узнаете из статьи.

Уже довольно давно плательщики НДС могут воспользоваться заявительным порядком возмещения налога. Это позволяет им сделать статья 176.1 Налогового кодекса.

Название данной нормы указывает на то, что для возмещения долгожданной суммы НДС из бюджета достаточно заявить о своих намерениях.

Несомненно, данный «упрощенный» порядок несет в себе много положительных моментов, главный из которых — возможность быстро пополнить свои оборотные активы и не потерять деловую активность на рынке. Этим и объясняется популярность данного метода.

Вместе с тем применение этого порядка возмещения таит в себе скрытые угрозы. А также предъявляет ряд жестких требований к плательщикам НДС.

Кроме этого, поскольку заявительный порядок возмещения НДС явление все же новое, его, как и большинство нововведений, не обошли стороной законодательные пробелы. Восполнять их, как это часто бывает, приходится по ходу действий. Печально только то, что от этих недочетов и двоякости толкования продолжает страдать бизнес.

Общие условия применения «ускоренного» возмещения

По ускоренной схеме возмещения НДС могут работать практически все плательщики этого налога. Но при этом разделяют две категории компаний, которым может быть предоставлено такое право.

К первой категории относятся крупнейшие организации, у которых совокупная сумма налогов, уплаченная за три предшествующих календарных года, составляет не менее 10 миллиардов рублей, а также на момент подачи налоговой декларации компания существует не менее трех лет. Данная категория плательщиков стоит особняком, ведь такие «гиганты» не только пользуются поддержкой государства, но и зачастую бывают созданы при непосредственном его участии.

Ко второй категории можно отнести всех остальных плательщиков налога, которые вместе с налоговой декларацией представили действующую банковскую гарантию. И именно данная категория представляет для нас интерес, поскольку фактически каждый может воспользоваться этим правом.

Важно

Хотя в подпункте 1 пункта 2 статьи 176.1 Налогового кодекса речь идет исключительно о налогоплательщиках-организациях, а в подпункте 2 названной нормы указано «налогоплательщики», все же можно утверждать, что воспользоваться ускоренным возмещением налога также вправе индивидуальные предприниматели.

Как уже было сказано, для получения права воспользоваться заявительным порядком возмещения налога необходимо представить банковскую гарантию. Что же она собой представляет?

Для ответа на этот вопрос сначала проясним суть ускоренного варианта возврата. Она заключается в том, что компания может возместить из бюджета сумму НДС еще до окончания камеральной проверки, срок которой составляет три месяца.

То есть деньги, которые фирме должна казна, не «зависают» между бюджетом и расчетным счетом компании на срок проведения проверки, а возвращаются в течение двух-трех недель.

При этом в процессе проверки заявления налогоплательщика, обратившегося в инспекцию за «ускоренным» возмещением НДС, налоговый орган проверяет только формальные признаки, то есть правильность составления заявления, наличие и законность банковской гарантии и прочее.

После этого, если все документы в порядке, инспекция возмещает налог на расчетный счет или делает зачет суммы переплаты по налогу. Но это вовсе не означает, что проверять обоснованность вычетов будут тоже формально. Так что камеральный контроль будет проходить для этой фирмы в общем порядке.

И далеко не факт, что все заявленные к вычету суммы НДС подтвердятся. Именно поэтому государство, в лице налоговой службы, должно гарантированно обеспечить возможность возврата излишне возмещенных денег из бюджета. Как раз для этого и служит банковская гарантия.

Под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка уплатить бенефициару (кредитору принципала) по просьбе другого лица (принципала) денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. То есть банковская гарантия обеспечивает в денежной форме надлежащее исполнение принципалом своих обязательств по сложившимся между ним и бенефициаром обязательствам.

Таким образом, в операциях с использованием банковской гарантии участвуют:

  • бенефициар — лицо, в пользу которого совершается платеж, в нашем случае это налоговая инспекция;
  • принципал — основной, главный должник в обязательстве, то есть компания, претендующая на заявительный порядок возмещения налога;
  •  гарант — банк, обеспечивающий надлежащее исполнение принципалом своих обязательств.

При этом гарантами могут быть банки, которые включены в специальный перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Перечень ведется Минфином России, который публикует его на официальном сайте.

Интересно

Поскольку юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, банковские гарантии, выданные филиалами банков, принимаются налоговыми органами как банковские гарантии, выданные самими банками. При этом необходимо учитывать круг полномочий лиц, подписывающих банковскую гарантию от имени банка (письмо ЦБ РФ от 1 июня 2010 г.
№ 04-15-7/2630).

Для включения в перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:

  • наличие лицензии на осуществление банковских операций и осуществление деятельности в течение не менее пяти лет;
  • наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;
  • соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральны 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ, на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
  • отсутствие требования Центрального банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка.

Требования к банковской гарантии

Помимо требований, предъявляемых к потенциальным гарантам при ускоренном возмещении НДС, есть еще обязательные требования для самой банковской гарантии:

  • она должна быть безотзывной и непередаваемой;
  • она не может содержать указание на представление налоговым органом банку документов, которые не предусмотрены статьей 176.1 Налогового кодекса;
  • срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;
  • сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению;
  • банковская гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии.

Из всех перечисленных требований остановимся на одном — сроке банковской гарантии, поскольку именно этот пункт вызывает ряд вопросов, связанных с нечеткостью формулировки.

Из каких соображений действовали законодатели, установив минимальный срок действия, равный восьми месяцам, не совсем понятно. Ведь срок камеральной проверки составляет всего три месяца, по истечении которых инспекции все равно предстоит принять решение, возмещать налог из бюджета или нет.

Конечно, можно попытаться объяснить столь длительный срок тем, что гарантия должна действовать и в тот период времени, пока компания пройдет все этапы обжалования решения инспекции об отказе в возмещении части суммы или полностью. Но тогда почему именно компания должна нести дополнительные расходы по банковской гарантии в этот период времени? Тем острее встает этот вопрос, когда компания все же докажет правомерность своих вычетов по НДС.

Интересно

Максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком при применении заявительного порядка возмещения НДС, законом не определены,
то есть не ограничены.

Кроме этого, нечеткая формулировка о сроке гарантии в кодексе вызывает вопрос: как правильно указать срок в тексте самой банковской гарантии? Можно ли ограничиться формулировкой « банковская гарантия действует в течение восьми месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма НДС к возмещению

Если порассуждать на эту тему, то мы придем к выводу, что подобная формулировка недопустима и гарантийное обязательство по такой гарантии не возникнет. По общему правилу банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи.

Согласно статье 190 Гражданского кодекса, установленный сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Конечно, компании обязаны представить декларацию по НДС, но при этом наступление данного события нельзя признать неизбежным, поскольку оно зависит от воли самой фирмы.

То есть вполне допустима ситуация, при которой срок окончания действия гарантии невозможно будет установить, что является несоответствием требованиям.

Продление срока гарантии

Еще одной проблемой, связанной со сроком гарантии, можно назвать его продление. Представим ситуацию, когда компания подает уточненную декларацию по НДС и вместе с ней дополнительное соглашение с банком о продлении срока ранее представленной гарантии.

Наверняка инспектор в этом случае откажет вам в заявительном порядке возмещения НДС. Мотивируют это решение налоговики обычно тем, что в условия предоставления банковской гарантии нельзя вносить изменения. Однако данная позиция не бесспорна. Так, в суде был рассмотрен спор по данным основаниям, и правда осталась за фирмой.

Арбитры обосновали свое решение следующим образом.

Поскольку банковская гарантия является односторонней сделкой, банк-гарант вправе увеличить свои обязательства по такой сделке, в том числе путем заключения дополнительного соглашения, которое было оформлено банком по договоренности с организацией-принципалом (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 сентября 2011 г. № А19-4801/2011).

Порядок применения «ускоренного» возмещения

Для того чтобы воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС, нужно в течение пяти дней после подачи декларации направить в инспекцию заявление о применении этого порядка. Какого-либо утвержденного бланка для этого нет, так что заявление составляется в свободной форме.

В заявлении указывают реквизиты своего банковского счета, на который должна поступить сумма возмещения. Кроме того, в заявлении необходимо указать, что фирма обязуется в случае неподтверждения контролерами правомерности вычетов вернуть полученные деньги обратно в бюджет, а также уплатить проценты в случае необходимости.

В течение пяти дней после подачи заявления инспекторы принимают решение о возмещении налога или об отказе в его возмещении. Для того чтобы сообщить о принятом решении, у налоговиков есть еще пять дней.

Важно

Отказ контролеров возместить НДС в заявительном порядке не означает, что нельзя обратиться за возвратом в общем порядке.

Если на момент возмещения у компании есть недоимка по налогам, штрафам или пени, то перед возвратом денег контролеры примут решение о зачете переплаты по НДС в счет имеющихся долгов. Это решение принимается одновременно с положительным решением о возмещении налога в «ускоренном» режиме. В этом случае возврату подлежит только остаток средств после погашения задолженности перед бюджетом.

Поручение на возврат налога налоговики направят в казначейство на следующий рабочий день после дня принятия решения о возврате. На перечисление денежных средств у казначейства есть пять дней. Если эти сроки нарушены, начиная с 12-го дня после подачи заявления на сумму невозвращенного вовремя налога начисляются проценты в пользу компании по действующей ставке рефинансирования.

Если камеральная проверка декларации выявит, что возмещенная в заявительном порядке сумма НДС превышает ту, которая должна быть возмещена, решение о возврате отменяется.

Компания в пятидневный срок после получения требования о возврате налога обязана вернуть (полностью или частично) в бюджет денежные средства, полученные ею в заявительном порядке.

Кроме этого, фирме предстоит уплатить проценты за пользование бюджетными средствами исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в тот период.

Формула для расчета процентов приведена в письме Минфина России от 5 апреля 2010 г. № 03-07-08/95 и выглядит следующим образом. Сумма НДС, подлежащая возврату, умножается на удвоенную ставку рефинансирования, делится на 365 (366) дней и умножается на количество дней пользования бюджетными средствами.

При этом, если в период пользования бюджетными средствами действовали разные ставки рефинансирования, проценты рассчитываются отдельно по каждой ставке, а полученные величины суммируются. Стоит отметить, что затраты на уплату указанных процентов нельзя будет учесть в расходах при расчете налога на прибыль.

Учет банковской гарантии

Для того чтобы наглядно отобразить, каким образом учитывается в организации получение банковской гарантии, а также операции, связанные с заявительным порядком возмещения НДС, обратимся к примеру.

Пример

ООО «Омега» воспользовалось правом на заявительный порядок возмещения НДС, для чего получила банковскую гарантию 2 апреля 2012 года. Сумма вознаграждения банка составила 50 000 руб. и была списана с расчетного счета фирмы в день выдачи банковской гарантии. Инспекция 12 апреля 2012 года. возместила компании НДС в размере 1 000 000 руб.

По итогам камеральной проверки было выявлено неправомерное принятие к вычету НДС в размере 100 000 руб. В результате обществу было отказано в возмещении на данную сумму и выставлено требование от 28 мая 2012 года о возврате денежных средств и уплате соответствующих процентов. Компания исполнила требование 1 июня 2012 года.

Ставка рефинансирования составила 8 процентов и в рассматриваемый период оставалась неизменной.

Бухгалтер ООО «Омега» сделает следующие проводки:

На 2 апреля:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51 — 50 000 руб. – списана сумма вознаграждения банка;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 76

— 50 000 руб. – вознаграждение банка отражено в составе прочих расходов.

Источник: https://w.ip-info.ru/articles/buxgalteru/uskorennoe-vozmeschenie-nds-skrytye-ugrozy

Возмещение НДС из бюджета

Ускоренный порядок возмещения НДС – ускоренные проблемы

Кто может возместить НДС
Условия возмещения НДС из бюджета
Порядок возмещения НДС из бюджета
Сроки возмещения НДС и компенсация за их нарушение
Ускоренный возврат НДС
Отражение возврата НДС в учете
Как вернуть НДС без проблем
Подведем итог

НДС — это головная боль многих бизнесменов. Однако иногда его можно не только не платить, но и получить возврат из бюджета. Правда, сделать это совсем не просто… Рассмотрим особенности возмещения НДС и проблемы, с которыми может cтолкнуться налогоплательщик.

Кто может возместить НДС

Возможность возместить НДС из бюджета основана на принципе расчета этого обязательного платежа. Напомним, налог на добавленную стоимость к уплате определяется как разность между начислениями от реализации и «входным» НДС от поставщиков.

Понятно, что указанная разность может быть и отрицательной. Например, компания произвела крупные закупки сырья или товаров, но не успела выпустить продукцию или продать товар в этом же квартале.

Нередко «отрицательный НДС» возникает у экспортеров. Они приобретают необходимые для бизнеса материальные ценности и услуги, облагаемые НДС в «обычном» порядке, а затем реализуют конечную продукцию по льготной нулевой ставке. Получается, что в «предельном» случае (при работе только на экспорт) такой бизнесмен может возместить весь «входной» НДС.

Читайте по теме: Ставка НДС 0% (особенности применения)

Условия возмещения НДС из бюджета

Одного превышения «входного» налога над «исходящим» для возмещения НДС еще недостаточно. Необходимо выполнить еще ряд важных условий:

  1. Право на возмещение НДС имеют только его плательщики. Те, кто используют спецрежимы, в общем случае не могут рассчитывать на получение налога из бюджета, даже если производят закупки, включающие в себя сумму НДС. Вычет для «сперцрежимников» возможен в особых ситуациях и только для налоговых агентов (п. 3 ст. 171 НК РФ).
  2. Приобретаемые материальные ценности или услуги должны использоваться для коммерческой деятельности, причем именно в той части, которая облагается НДС.
  3. Указанные выше объекты (услуги) должны быть оприходованы.
  4. По каждой закупке должен быть получен счет-фактура, оформленный должным образом (ст. 169 НК РФ).

Порядок возмещения НДС из бюджета

Процедура начинается с подачи декларации, содержащей сумму к возврату. Далее в рамках камеральной проверки с помощью системы «АСК НДС-2» инспекторы сверяют данные декларации с информацией, полученной от контрагентов.

При выявлении несоответствий налоговики запрашивают пояснения и подтверждающие документы. Также они имеют право при наличии должных оснований провести осмотр помещений, связанных с коммерческой деятельностью заявителя (ст. 92 НК РФ).

Читайте по теме: Камеральная налоговая проверка по НДС 2019

Важно отметить, что пояснения необходимо давать в электронном виде, иначе они считаются непредставленными (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В общем случае камеральная проверка по НДС не может продолжаться более двух месяцев. Но если выявлены нарушения, то этот срок может быть продлен до 3 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ).

При отсутствии претензий, или если они касаются только части заявленной суммы, налоговики принимают решение о возмещении НДС.

Сроки возмещения НДС и компенсация за их нарушение

Длительность всех процедур, связанных с возмещением НДС, отражена в ст. 176 НК РФ.

Если бизнесмен «отбился» от претензий в ходе проверки, то в течение 7 дней по ее завершению налоговики обязаны вынести решение о возмещении НДС и (одновременно) о зачете или возврате его суммы. Зачет специалисты ИФНС производят самостоятельно, если у налогоплательщика есть задолженность по НДС или другим федеральным налогам, а также по штрафам и пени.

Важно!

При отсутствии долгов (или если сумма переплаты превышает их) инспекторы на следующий день после решения о возврате должны направить документы в казначейство. На перечисление средств закон отводит 5 дней.

В итоге сумма возмещенного НДС должна вернуться налогоплательщику не позднее, чем через 12 дней по завершении камеральной проверки. При нарушении этого срока налоговики должны выплатить бизнесмену компенсацию, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Описанный выше порядок применяется, если не было найдено нарушений. Если же они были, то сроки рассмотрения акта проверки регламентируются положениями ст. 100 и 101 НК РФ.

В течение 10 дней составляется акт проверки. На его вручение налогоплательщику отводится еще 5 дней. Далее у бизнесмена есть месяц на представление возражений, после чего в течение 10 дней налоговики выносят решение. Оно может предусматривать как отказ в возмещении, так и подтверждение права на возврат налога (полностью или частично).

Если возврат в той или иной степени подтвержден, то сроки, предусмотренные ст. 176, применяются к этой сумме так же, как и при «обычном» возмещении.

Важно!

Заявление на возврат НДС нужно подать до принятия решения о возмещении. В противном случае ст. 176 НК РФ «не работает» и налог будет возвращен «на общих основаниях», т.е. придется ждать еще месяц (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Ускоренный возврат НДС

Как видно из предыдущего раздела, возмещение НДС — весьма непростой и длительный процесс.

Даже в идеальной ситуации, при отсутствии претензий налоговиков, бизнесмен получит свои деньги только через два месяца и 12 дней после подачи декларации. А если выявлены нарушения, то процедура затягивается еще больше.

Но существует возможность значительно сократить время ожидания, предусмотренная ст. 176.1 НК РФ. В этом случае деньги поступят на счет налогоплательщика уже в течение 15 дней после подачи декларации:

  1. Заявление о возмещении в «особом» порядке подается в течение 5 дней.
  2. На принятие решения налоговикам также отведено 5 дней.
  3. Казначейство должно перечислить деньги тоже в 5-дневный срок после решения инспекции.

Льготными условиями могут воспользоваться далеко не все. Необходимо соответствовать одному из следующих условий:

  1. Быть крупным налогоплательщиком с поступлениями по основным налогам более 2 млрд руб. за три года.
  2. Предоставить поручительство или банковскую гарантию. Причем к поручителям и банкам-гарантам также предъявляются достаточно жесткие требования (п. 2.1 и 4 ст. 176.1 НК РФ).

Ускоренная схема возмещения НДС вовсе не означает, что налогоплательщика не будут контролировать. Проверка декларации в этом случае проводится в обычном режиме.

Если по ее результатам будут выявлены нарушения, то бизнесмен должен будет вернуть «излишки» возмещенного налога и уплатить проценты, исходя из удвоенной ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

Повышенный по сравнению со стандартной ставкой пени процент — это своего рода штраф, который должен будет заплатить бизнесмен, решивший получить возврат быстрее, но не проверивший должным образом все подтверждающие документы.

Читайте по теме: Как платить НДС в 2019 году

Отражение возврата НДС в учете

С точки зрения бухучета предъявленный НДС к возмещению — это дебетовое сальдо по счету 68.2.

Закон предусматривает два варианта закрытия переплаты по НДС.

Своевременный зачет в счет расчетов по другим налогам

Для этого вам необходимо обратиться с заявлением в инспекцию по месту своего учета (п. п. 2, 4 – 6, 14 ст. 78, п. п. 3, 9 ст. 79 НК РФ).

Прежде всего налоговый орган засчитывает излишнюю сумму в счет погашения имеющейся у вас задолженности по налогам, пеням и штрафам (п. 6 ст. 78, п. 1 ст. 79 НК РФ).

Если задолженности нет, излишек вы можете направить в счет уплаты будущих платежей (недоимки) по федеральным налогам (кроме НДФЛ), например, по налогу на прибыль:

ДТ 68.4 – КТ 68.2

Возврат на расчетный счет по вашему заявлению

ДТ 51 – КТ 68.2

Если налог излишне уплачен или излишне взыскан, то НДС вам вернут в течение месяца со дня получения инспекцией заявления о возврате (п. 6 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ).

Если деньги поступили из бюджета несвоевременно, бизнесмен имеет право на проценты. Проводки в этом случае будут следующие: ДТ 76.5 – КТ 91.1 – начисление

ДТ 51 – КТ 76.5 – поступления

Доход в виде процентов из бюджета не отражается в налоговом учете (пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ). В результате возникают постоянная разница и соответствующий ей постоянный налоговый актив (ПНА), равный в общем случае 20% от начисленных процентов:

ДТ 68.4.2 – КТ 99.ПНА

Как вернуть НДС без проблем

Предусмотренный законом регламент возврата НДС весьма непрост. Но необходимо учитывать еще и то, что налоговики в принципе не расположены к тому, чтобы возвращать средства из бюджета, даже при наличии законных оснований.

У каждой налоговой инспекции есть план по суммам возврата и перевыполнение этих показателей, мягко говоря, не приветствуется вышестоящими органами. Поэтому чиновники будут всячески затруднять процесс возмещения НДС.

Важно!

Привлечь внимание проверяющих может не только сумма к возмещению, но и слишком высокий процент вычетов, даже при уплате налога. Инспекторы сравнивают долю вычетов в декларации со средней по региону.

В 4 квартале 2018 года безопасный уровень по РФ в среднем составил 87%, а по большинству регионов колебался в диапазоне 80-95%.

Узнать точные цифры по своему субъекту РФ вы можете на сайте регионального управления ФНС РФ.

Бизнесмена, подавшего декларацию «к вычету» могут вызвать на комиссию и попытаться «убедить» внести нужные налоговикам исправления. Законных оснований для таких требований у чиновников нет, и если налогоплательщик уверен в своей правоте, то он может их игнорировать.

Далее в рамках проверки налоговики будут задавать множество вопросов, сомневаться в достоверности документов, в реальности контрагентов и т.п. Здесь важно, чтобы все поставщики, указанные в декларации, были реально существующими компаниями, платили налоги и сдавали отчетность. И, наконец, даже если решение о возврате уже принято, чиновники могут затягивать его исполнение.

Часто отстоять свои права налогоплательщикам удается только в суде. Поэтому многие бизнесмены «опасаются» заявлять вычеты, особенно, если речь идет о крупных суммах.

При этом средства компании или вообще «замораживаются» в бюджете или, в лучшем случае, вычеты «размазываются» и переносятся на следующие периоды (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). Последний вариант лучше, чем полный отказ от возмещения, но все равно — деньги возвращаются в оборот позднее и их стоимость снижается в силу инфляции.

Наши клиенты свободны от всех перечисленных сложностей. Уже на этапе проверки договоров мы гарантируем исключение не только налоговых, но также финансовых и репутационных рисков. Не имеющий аналогов способ работы с «первичкой» позволяет оперативно и аргументированно отвечать на все вопросы проверяющих.

Кроме того, мы полностью сопровождаем процедуру возмещения и решаем все возникающие проблемы.

Подведем итог

Возврат НДС из бюджета возможен, если сумма вычетов за период превышает сумму начислений.

Процедура возмещения — сложная и длительная, даже при отсутствии вопросов она продолжается около 2,5 месяцев.

Чтобы пройти этот «квест» без проблем, нужно очень внимательно проверять контрагентов и полученные от них документы.

Передав ведение учета нам, вы можете быть уверены, что получите свои средства в полном объеме и в установленный законом срок.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/vozmeshchenie-nds-iz-byudzheta/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.