+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Юридические аспекты налогового контроля трансфертного ценообразования

Содержание

Трансфертное ценообразование и минимизация налоговых рисков

Юридические аспекты налогового контроля трансфертного ценообразования

Трансфертные цены формируются под влиянием нерыночных факторов и присущи сделкам между взаимосвязанными лицами.

При оценке причин применения холдингами трансфертной цены контролирующие органы исходят из того, что варьирование контрактной ценой в таких сделках позволяет перераспределять общую прибыль в пользу менее налогооблагаемой юрисдикции.

В силу перечисленных причин трансфертные цены являются объектом пристального контроля фискальных органов большинства развитых стран.

В пояснительной записке к проекту федерального закона основной целью изменений российского налогового законодательства определено обеспечение противодействия использованию трансфертных цен в целях минимизации налогов, соответственно, приоритетной задачей налоговых органов является недопущение потерь бюджета какого-либо государства или их группы от использования этих цен.

Соотношение российских и международных норм

Основным рекомендательно-методическим международным документом в области налогового регулирования трансфертного ценообразования является Руководство Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1995 г. “О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов”.

Проект российского закона также во многом основан на Рекомендациях, но при этом имеет ряд национальных особенностей: новые положения российского законодательства не всегда четко соотносятся с соответствующими правилами ОЭСР.

Отвечает ли интересам российских компаний несоответствие (пусть даже частичное) норм российского права международным нормам? Полагаю, что ответ очевиден – нет.

Действие налоговых актов в области регулирования трансфертного ценообразования ориентировано на специального субъекта – транснациональную корпорацию, в состав которой входят компании, зарегистрированные в различных налоговых юрисдикциях.

Отсутствие единых правил трансфертного ценообразования и контроля за применением цен для корпораций создает множественные налоговые риски, усложняет процедуры текущего внутреннего финансового контроля, сужает перспективы свободного присутствия на различных рынках, неизбежно приводит к риску двойного налогообложения в сделках.

Принятие национальных законов, отличных от международных актов, не отвечает интересам государства в целом, так как снижает привлекательность внутреннего рынка для инвесторов, снижает эффективность работы налоговых органов и, в конечном итоге, негативно влияет на бюджетные интересы страны.

Поэтому изменения законодательства большинства государств были ориентированы на содержание международных норм.

Каких изменений в законодательстве следует ожидать?

1. Взаимозависимые лица: незначительные перемены. Проектом закона предложено признать утратившими силу положения ст. ст. 20 и 40 НК РФ. Одновременно Налоговый кодекс будет дополнен соответствующим разделом, существенно расширяющим пределы, способы и методы налогового контроля.

Проектом сохранен принцип признания взаимозависимыми лицами для целей налогообложения лиц, одно из которых самостоятельно, совместно с другими лицами или через других лиц может оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых другим лицом, и (или) экономические результаты его деятельности (или деятельности представляемых им лиц) в силу участия в капитале этого лица, заключенного между ними соглашения либо иной возможности влиять на решения, принимаемые другим лицом. Законодатель расширяет определение перечня взаимозависимых лиц, указывая также на возможность признания их таковыми при наличии иных оснований в судебном порядке. Корректируя существующие правила ценообразования, компании должны принять во внимание, что сделки по продаже взаимозависимому лицу через независимое законопроект также рассматривает как контролируемые.

2. Контролируемые сделки и информация о них. Проект закона предусматривает расширение перечня сделок, подлежащих контролю. Это не только ранее контролируемые сделки с товарами, работами, услугами – контролю будут подлежать сделки, предметом которых являются объекты интеллектуальной собственности, информация, имущественные права, а также финансовые операции (проценты по займам и кредитам, гарантийные обязательства).

Предполагается, что будут подконтрольны любые сделки с взаимозависимыми лицами, а также сделки с независимыми лицами, зарегистрированными в офшорных зонах, список которых утверждает Минфин, или если предмет сделки специфичен (относится к товарам мировой биржевой торговли). В отношении контролируемых сделок налогоплательщики будут обязаны не позднее 20 мая представлять в налоговые органы соответствующую информацию о контролируемых сделках. Перечень сведений, которые должен представить налогоплательщик, включает: – данные о предмете и сторонах сделки; – примененных ценах; – использованном методе определения рыночной цены товара; – доходах и расходах, понесенных по сделке. Автор законопроекта определяет суммарное значение для контролируемых сделок на уровне свыше 100 млн руб. Эта сумма будет складываться из доходов и расходов от всех контролируемых сделок, совершенных в течение календарного года с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемой сделки). Названный порог в перспективе будет уменьшен.

3. Определение рыночной цены товара.

Законодатель существенно меняет подход к определению рыночной цены и вводит понятие интервала рыночных цен, определенного в установленном Кодексом порядке по сделкам с идентичными (а при их отсутствии – однородными) товарами (работами, услугами), совершенным в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Рыночной ценой для целей налогообложения предлагается признать цену, находящуюся в пределах установленного интервала. Таким образом, законодатель определяет не просто отдельно существующую рыночную цену, а определенный, безопасный с точки зрения налогового контроля, ценовой диапазон, в пределах которого допускается варьирование ценой. Налоговым органом может быть принято решение о доначислении налога в случае, если фактическая цена сделки не соответствует расчетному интервалу. Однако отклонение от интервальных значений не означает безусловного нарушения правил и может быть, при наличии достаточных оснований, обосновано налогоплательщиком без доначисления налога. Данная конструкция в большей степени отвечает интересам налогоплательщиков и добавляет больше ясности в работу налоговиков.

4. Методы трансфертного ценообразования. Законопроект существенно расширяет перечень методов трансфертного ценообразования, используемых при определении (для целей налогообложения) соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, как то:

1) метод сопоставимых рыночных цен; 2) метод цены последующей реализации; 3) метод цены реализации продукта переработки (вторичного продукта); 4) затратный метод; 5) метод сопоставимой рентабельности; 6) метод распределения прибыли.

Отличия перечисленных методов, возможности их применения налогоплательщиками для целей обоснования цен в контролируемых сделках, особенности применения указанных методов налоговыми органами для целей контроля цены – серьезная тема, требующая отдельного анализа. На данном же этапе, когда законопроект еще не принят, достаточно сказать, что перечисленные методы в значительной степени соответствуют общемировой практике и международным нормам.

Примечание. Контроль за трансфертными ценами сегодня Действующие правила трансфертного ценообразования в России закреплены в ст. ст. 20 и 40 Налогового кодекса РФ. Они определяют перечень взаимозависимых лиц, а также устанавливают принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.

Они не предполагают контроля налоговых органов в отношении сделок с объектами интеллектуальной собственности или финансовыми операциями (к примеру, в отношении устанавливаемых процентов по кредитам и договорам займа, объема гарантийных обязательств по сделкам).

Перечень контролируемых сделок также ограничен и касается сделок с взаимозависимыми лицами, бартерных товарообменных операций, внешнеторговых сделок (включая сделки между несвязанными компаниями).

К контролируемым также отнесены сделки, в которых наблюдается отклонение цены более чем на 20 процентов в пределах непродолжительного периода времени. Перечень методов трансфертного ценообразования, которые применяются налоговым органом для определения отклонения цены от рыночной, является ограниченным.

Это обстоятельство не позволяет налоговикам учитывать все факторы, объективно влияющие на процесс ценообразования в сделке, а также в значительной степени сужает возможность компаний в обосновании примененных цен.

Действующие налоговые правила имеют также и ряд иных недостатков, ограничивающих полноту и адекватность контроля за трансфертным ценообразованием в России. В качестве таковых следует отметить отсутствие требований к документации налогоплательщиков, представляемой в связи с контролем ценообразования, отсутствие возможности заключения с налоговыми органами предварительных соглашений о ценообразовании в компаниях и ряд других.

5. Перечень информации, используемой контролирующими органами. Проект закона существенно расширяет перечень информации, используемой при определении соответствия цен, примененных в сделках, рыночным или регулируемым ценам для целей налогообложения.

Перечень источников информации не ограничен перечисленными в законе, а приоритеты в использовании контролирующим органом того или иного источника не установлены.

К источникам информации отнесены: 1) сведения о ценах и котировках мировых бирж – для товаров, являющихся предметом мировой биржевой торговли; 2) таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации, публикуемая или представляемая по запросу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела; 3) сведения о ценах (о пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики), официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах; 4) сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций; 5) сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации или в иностранных государствах; иная информация.

6. Введение предварительной формы налогового контроля. Нововведением будет возможность заключения между крупнейшими налогоплательщиками и налоговыми органами предварительных соглашений о ценообразовании для целей налогообложения.

Предметом соглашений будет являться не собственно согласовываемая трансфертная цена, а в целом методика исчисления трансфертных цен по однородным сделкам. Предполагается, что при выполнении налогоплательщиком условий такого соглашения дальнейшие проверки налоговым органом результатов сделки, равно как и доначисление налогов, не производятся. Срок действия предварительного соглашения – три года с дальнейшей возможностью продления еще на два года.

Перемены: будут ли они к лучшему?

Ожидаемые изменения будут значительны как для налоговых органов, так и для хозяйствующих субъектов. Законопроект устанавливает новые принципы при распределении бремени доказывания обоснования примененных трансфертных цен и переносит основной груз ответственности на плечи участников рынка.

Приоритетным для целей анализа становится не юридическая форма сделки, а ее фактическое содержание (экономическая сущность).

Законодатель ожидает, что запланированные изменения позволят упорядочить и повысить эффективность налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования, послужат совершенствованию основ определения соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, регулируемым или рыночным ценам для целей налогообложения.

Следует отметить, что введение закона о трансфертном ценообразовании в действие запланировано с одновременным принятием закона о консолидированной налоговой отчетности. Последний позволяет компаниям вместе со всеми своими дочерними структурами выступать в качестве консолидированного налогоплательщика, что дает компаниям возможность суммировать прибыли и убытки отдельных участников консолидированной группы. Контроль за трансфертным ценообразованием в сделках между участниками консолидированной группы при этом производиться не будет.

Примечание. Первый рубеж пройден
На момент выхода номера в печать законопроект был принят в Государственной Думе в первом чтении. Отметим, что рассмотрение документа не прошло гладко. Так, против правительственной инициативы выступил заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Штогрин.

Одновременно заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил, что Минфин России намерен уже ко второму чтению подготовить методические рекомендации по применению законопроекта, несмотря на то что согласно сложившейся практике такие разъяснения выпускаются уже после принятия нормативных актов.

По мнению Минфина, документ необходим для того, чтобы участники налоговых правоотношений (компании, инспекторы и судьи) пришли к единому пониманию положений закона.

Оптимизация налогов, Холдинг

Источник: http://www.pnalog.ru/material/transfertnoe-cenoobrazovanie-nalogovye-riski

Налоговые аспекты трансфертного ценообразования: формирование и налоговый контроль цен в сделках между взаимозависимыми лицами- дневной семинар

Юридические аспекты налогового контроля трансфертного ценообразования

Юридический институт «М-Логос» приглашает вас на дневной семинар  “Налоговые аспекты трансфертного ценообразования: формирование и налоговый контроль цен в сделках между взаимозависимыми лицами”

Дата проведения: 29.03.19

Город проведения: Москва

Тип программы: Семинар
Формат программы: Дневной

Общее описание программы

Известный принцип свободы договора предполагает, что стороны могут свободно (по своему усмотрению) договариваться об установлении цены.

Однако, налоговое законодательство в этой части может накладывать на участников сделки серьезные ограничения, особенно в ситуации, когда участники являются взаимозависимыми лицами.

Налоговые органы могут контролировать уровень цен в сделках между взаимозависимыми лицами, а также в сделках, «приравненных» НК РФ к таковым.

В рамках такого «контроля» если даже гражданско-правовые последствия сделки могут оставаться неизменными для сторон, в налоговых целях (прежде всего, с целью определения доходов и расходов сторон по сделке с целью расчета подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль) налоговые органы могут «изменять» цену сделки, если она не соответствует рыночному уровню. Правила контроля цен, закрепленные в НК РФ, устанавливают методы, которые могут быть применены как налоговыми органами, так и налогоплательщиками для проверки рыночного уровня цен в заключаемых сделках. Знание данных правил и умение их применять не только является неотъемлемой стороной работы юриста, сопровождающего внутригрупповые сделки, но и может уберечь бизнес от серьезных налоговых потерь.

Российские правила трансфертного ценообразования в составе НК РФ вступили в силу с 1 января 2012 г.

Однако, до сих пор остается много спорных вопросов применения этих правил на практике: контролируются ли безвозмездные сделки? Как обосновать цены по сделкам, которые оказались убыточными? Как установить и подтвердить размер цен на передаваемые объекты интеллектуальной собственности? Кроме того, законодательство о ТЦО подвергается постоянным изменениям.

Из последних: вступление в силу с 2021 г. правил, по которым были выведены из-под контроля цен внутрироссийские беспроцентные займы. С 1 января 2021 г. стали действовать расширенные правила о представлении «трехуровневой» документации для крупных групп компаний.

Проводимый семинар позволит слушателям помимо обозначенных также с легкостью ответить на вопросы о том, какие лица признаются взаимозависимыми, и цены в каких сделках могут быть предметом контроля со стороны налоговых органов; какой метод выбрать для проверки рыночного уровня цен и как подготовить ТЦО документацию самостоятельно без привлечения консультантов, а также, что делать, если у компании началась налоговая проверка по ТЦО.

Семинар рассчитан как на юристов, занимающихся договорной работой, которые не знакомы детально с налоговыми вопросами трансфертного ценообразования, но которые хотели бы в доступной для понимания форме получить систематизированную информацию от «азов» до нюансов российского законодательства о ТЦО, так и на ведущих специалистов компаний в области трансфертного ценообразования, которые знакомы с основами налогового контроля цен, но хотели бы актуализировать свои знания по последней судебной и административной практике по ТЦО; узнать о произошедших и предстоящих изменениях законодательства, а также получить экспертное мнение и практические рекомендации по разрешению нестандартных ситуаций в области ТЦО.

Целевая аудитория

• Юристы, занимающиеся договорной работой, налоговым сопровождением сделок, налоговыми спорами

• Главные бухгалтера

• Финансовые директора

• Специалисты-методологи, специалисты по трансфертному ценообразованию

• Налоговые консультанты

Лектор

Старженецкая Любовь Николаевна
к.ю.н, руководитель практики трансфертного ценообразования и международного налогообложения юридической компании TAXOLOGY

Программа

1. Основания для признания сделок контролируемыми

1.1. Понятие взаимозависимости: основания признания взаимозависимости по НК РФ; добровольное признание «взаимозависимости», признание взаимозависимости «по иным основаниям» в судебном порядке

1.2. Суммовые пороги: порядок расчета пороговых значений; исключения.

1.3. Безвозмездные сделки (беспроцентные займы, поручительства, гарантии, уступка прав по номиналу): возможен ли ценовой контроль?

1.4. Сложные примеры идентификации контролируемых сделок на практике.

2. Порядок подготовки ТЦО документации

1.1. Законодательные требования и практические рекомендации по составлению и защите ТЦО документации.

1.2. Порядок проведения функционального анализа сторон сделки, выбор «тестируемой» стороны

1.3. Условия признания сделок «сопоставимыми» и «однородными»

1.4. Выбор применимого метода ТЦО

1.5. Возможность использовать оценку и методы, не предусмотренные НК РФ

1.6. Обзор источников информации, используемых для сопоставления цен контролируемых сделок с рыночными ценами. Законодательные требования к источникам информации. Примеры использования источников информации при анализе цен/рентабельности сторон контролируемых сделок.

1.7. Порядок проведения исследования рыночного уровня цен/рентабельности (Benchmarking study): составление стратегии исследования, сложности, возникающие на практике при проведении исследования.

1.8. Корректировки

1.9. Практические примеры подготовки ТЦО документации по типичным сделкам:

– импорт сырья и готовой продукции

– экспорт сырья и товаров

– импорт оборудования и запасных частей

– оказания межгрупповых услуг (консультационных, маркетинговых и т.п.)

– предоставление персонала внутри группы

– сделки внутригруппового финансирования

– обоснование роялти

1.10. Практические примеры и рекомендации по подготовке ТЦО документации и обоснованию рыночного уровня цен по нетипичным сделкам:

– смешанные сделки (комплекс услуг; лицензионное и сервисное соглашение в одном; франшиза)

– убыточные сделки.

3. Анализ судебных споров по ТЦО 2021 – 2021 гг. 

1.1. дело НК “Дулисьма”

1.2. дело ПАО “Уралкалий”

1.3. Обзор практики рассмотрения судами споров в отношении налогового контроля за ценами в сделках между взаимозависимыми лицами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 февраля 2021 г.).

1.4. иные судебные споры, где рассматривался вопрос применения методов ТЦО. Актуальная судебная практика и разъяснения Минфина РФ по вопросу о контроле цен в «неконтролируемых» сделках

4. Сессия вопрос-ответ

Скидки

На оплату участия в семинарах действует система скидок. Подробнее смотрите здесь

Условия оплаты

Обязательна предварительная регистрация. 
После регистрации Институт направляет по электронной почте Договор для согласования.

По завершении регистрации участник получает:  – ссылку на счет к оплате (при оплате юридическим лицом), либо

– ссылку на квитанцию для оплаты через Сбербанк или банковским переводом со счета плательщика и ссылку на страницу для онлайн-оплаты банковской картой (при оплате физическим лицом). 

Оплата производится безналичным переводом, посредством оплаты через Сбербанк или банковской картой. При оплате безналичным переводом или через Сбербанк необходимо выслать Институту копию платежного документа по электронной почте.

Размещение иногородних участников

Стоимость проживания в гостинице в цену не входит. Бронирование номера в гостинице при необходимости осуществляется слушателем самостоятельно.

Формат

Лекции проходят в дневное время в течение указанных сроков проведения. Подробная почасовая программа семинара рассылается зарегистрированным участникам за неделю до его начала.

Гостиница “Novotel Moscow City”

г. Москва, Пресненская наб., д. 2

От ст.м. “Международная”

Последний вагон из центра. Выход в город в сторону IQ-Квартала (выход №6). Далее, преодолев 2 эскалатора, повернуться на 180 градусов и выйти на улицу. Слева Вы увидите Novotel)

От станции “Деловой центр”

Выход из последнего вагона. Указатель Москва-Сити (1-3). Далее следуйте по указателям к выходу №2. При выходе из стеклянных дверей в ТЦ Афимолл следует повернуть направо и выйти на улицу. Оказавшись на улице, поверните направо и идите вдоль здания до входа в Novotel.

От станции “МЦК Деловой центр”

Выход прямо к Тестовской улице. При выходе из метро через дорогу будет видна гостиница Novotel. Направляйтесь к пешеходному переходу и переходите дорогу. После пешеходного перехода держитесь левее и идите прямо по направлению к гостинице Novotel.

При входе в гостиницу по указателям проходите в гардероб, а слева от входа по указателям

М-Логос проходите к залам «Лондон+Париж+Сингапур» на 1-ом этаже.

Карта проезда на машине (скачать *.pdf)

**Для получения скидки на проживание в отеле “Novotel Moscow City” необходимо указать при бронировании номера, что бронь осуществляется для проживания участника мероприятия М-ЛОГОС

Схема проезда

Программы по схожей тематике

Краткосрочное повышение квалификации «Юридический Due Diligence: цели, методы и эффективные технологии»

Краткосрочное повышение квалификации «Налоговые последствия и риски заключения договоров в практике договорной работы»

Долгосрочное повышение квалификации «Комплексное долгосрочное повышение квалификации юристов: (215 ак. часов)»

Долгосрочное повышение квалификации «Налоговые последствия и риски заключения договоров в практике договорной работы (32 ак. часа)»

Семинар «Актуальные вопросы заключения, исполнения и расторжения потребительских договоров купли-продажи товаров»

Источник: https://zakon.ru/Conference/Conference/6507

Трансфертное ценообразование: налоговый контроль, судебная практика (3 часть)

Юридические аспекты налогового контроля трансфертного ценообразования

Анализ актуальной судебной практики по ТЦО и влияние судебных решений на будущие действия налогоплательщиков

Как уже было отмечено, налоговики могут проверять рыночность цен не только по контролируемым сделкам, но и по неконтролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами. Во втором случае налоговиками строится доказательственная база по получению необоснованной налоговой выгоды.

НУЖНЫ УСЛУГИ БУХГАЛТЕРА? ЗВОНИТЕ +7 (499) 444-00-00

Исходя из этого, проанализируем сложившуюся судебную практику по двум направлениям:  споры по ТЦО в отношении контролируемых сделок и неконтролируемых по вопросу применения цен, отличающихся от рыночных цен.

АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Споры в части контролируемых сделок

Первой ласточкой в споре по ТЦО по контролируемым сделкам, стало дело ЗАО «Нефтяная компания Дулисьма», рассмотренное АС г.Москвы (Решение от 27.01.2021 г. №А40-123426/16-140-1066).

Цена вопроса -177 млн рублей недоимки и пеней по налогу на прибыль.

Все началось с проверки налоговиками представленного компанией уведомления о контролируемых сделках. В уведомлении компания указала получение дохода в размере 18 млрд рублей по группе сделок по продаже товара «нефть сырая марки ВСТО» иностранной компании «Concept oil services limited», зарегистрированной в Гонконге (Сянган).

Предистория дела:

Компания в 2012 году поставила в адрес другой Компании добытую сырую нефть марки ВСТО.

Цена на товар при поставке на условиях FOB Козьмино определяется в долларах США за 1 баррель США, как средняя из средних котировок па нефть типа DUBAI (первая строка), публикуемая в «Platt's Crude Oil Marketwire» за дни публикации, подлежащие согласованию сторонами, минус дифференциал, размер которого будет согласовываться обеими сторонами до даты погрузки исходя из ситуации, превалирующей на рынке.

КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Данная сделка признана контролируемой по следующему основанию:

  • сделка совершена в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефть и товары, выработанные из нефти);
  • сумма доходов превышает 60 млн рублей (п.5 ст.105.14 НК РФ).

 
ИЗМЕНЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Далее налоговики запросили документацию по контролируемым сделкам, в том числе касающуюся методики определения цены каждой партии товара и определения указанного в контрактах дифференциала.

Важно!

Ошибка компании заключалась в том, что она не подготовила документацию по сделке в пользу применения метода трансфертного ценообразования, которую запрашивала ФНС, а впоследствии и суд.

Как уже было рассмотрено, ФНС может применить другой метод ценообразования только потому, что метод, выбранный налогоплательщиком, не позволяет сделать вывод о соответствии применяемых в сделке цен рыночным.

В данном деле компания применила ЦПР. При этом компания допустила следующие оплошности.

Из анализа коносаментов на товар реализованный на экспорт невозможно установить реальных конечных покупателей, поскольку грузополучателями товара указаны различные иностранные банки, портами разгрузки указаны порты следующих стран: Япония, Китай. Южная Корея.

Таиланд, США, Индонезия, иная информация в коносаментах и иных товаросопроводительных документах отсутствует.

Соответственно, на основании имеющихся в распоряжении ФНС России документов и информации не представляется возможным установить конечных покупателей продукции заявителя в адрес комапнии и применить для определения соответствия рыночным ценам цен в контролируемой сделке метод цены последующей реализации.

Ни суды, ни налоговики не приняли довод компании о наличии у ФНС информации в отношении условий сделок, заключенных и совершенных такими же, как и налогоплательщик «малыми нефтяными организациями», поскольку этот факт не был документально подтвержден.

Кроме того информация о совершенных данными организациями, добывающими нефть той же марки ВСТО, сделок не может учитываться при определении сопоставимых сделок, поскольку такая информация не является открытой и общедоступной, а также содержит налоговую тайну.

Важно!

В любом случае у налоговых органов не имелось полных данных о совершенных перечисленными выше «малыми нефтяными организациями» сделках по реализации сырой нефти на экспорт, необходимой для проверки на соответствие сопоставимости сделки с учетом критериев установленных в ст.105.9 НК РФ.

Исходя из этого, налоговики применили другой метод для данной сделки (с сырьевыми товарам) – CРЦ.

В качестве эталона рыночной цены налоговики применили стоимость физических поставок нефти котировок, публикуемые независимыми международными информационно-ценовыми агентствами Piatt's и Аргус Медиа.

По условиям контрактов цена реализуемой в адрес компании сырой нефти на условиях FOB Козьмино определяется в долларах США за 1 баррель США, как средняя из средних котировок на нефть типа DUBAI (первая строка), публикуемая информационно-ценовым агентством Piatt's (Platt’s Crude Oil Marketwire), далее – агентство Платтс, за дни публикации, подлежащие согласованию сторонами, минус дифференциал, размер которого будет согласовываться обеими сторонами до даты погрузки исходя из ситуации, превалирующей на рынке.

Согласно методологии Platt’s нефть сорта Дубай (DUBAI) является маркерным сортом нефти, то есть ценообразование на другие сорта нефти зависит от цены на сорт Дубай (DUBAI). Рыночный уровень скидки/премии (разницы в цене между сортом Дубай (DUBAI) и ESPO (ВСТО)) также публикуется агентством Платтс (Platts).

ОДНОВРЕМЕННОЕ ПРОВЕДЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Кроме того, с целью точного определения возможности учета значений корректировки ДУБАИ к спорным сделкам налоговики направило в агентство Платтс запросы, на которые был получен утвердительный ответ – «Да. Использование эталонов или маркеров для установления цены на другие объемы (большие или меньшие), и даже другие сорта, – это обычная рыночная практика.

Например, ценовая котировка нефти сорта Дубай (Dubai), опубликованная агентством Платтс (Platts) для партии объемом 500 000 баррелей, используется для установления цен на партии меньшего и большего объёма. Кроме того, в методологии информационно-ценового агентства Платтс (Platts) указаны все существенные условия, которые влияют на цену.

Следовательно, другие условия не требуют необходимости проведения соответствующих корректировок».

Таким образом, налогоплательщик не подготовил и не документально обосновал применяемый им метод (в отличие от налоговиков), что и сказалось на исходе судебной баталии.

Несмотря на проигрыш компании в суде, стоит отметить некоторые положительные моменты.

Суд обратил внимание, что раздел V.1 НК РФ не устанавливает обязанности доказывания получения проверяемым лицом необоснованной налоговой выгоды.

Судом не был принят довод компании, что занижение цены не давало и не могло дать никакой налоговой выгоды, поскольку доказательство получение налоговой выгоды не является обязательным элементом при осуществлении контроля цен, примененных в контролируемых сделках.

Важно!

Вторым (и также проигрышным в апелляционной инстанции!) делом был спор с ПАО «Уралкалий» (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021 г. №А40-29025/17), в котором суд поддержал налоговиков, признав цену, по которой ПАО «Уралкалий» реализовывало хлористый калий взаимозависимой компании Uralkalii Trading SA (Швейцария), нерыночной. Но, в этом деле рано ставить точку, поскольку, вероятнее всего, спор будет рассмотрен в кассационной инстанции.

Практические рекомендации:

С целью снижения налоговых рисков в части трансфертного ценообразования, компании должны документально обосновать и проработать  выбранный метод определения рыночной цены.

Споры в части неконтролируемых сделок

Как свидетельствует свежая судебная практика, налоговики активно используют контроль рыночных цен между взаимозависимыми лицами через доказательство получения необоснованной налоговой выгоды.

Например, в одном из споров, компания реализовала транспортные средства физическим лицам по цене, ниже рыночной.

Как отметили налоговики, сделки по реализации автомобилей заключены между взаимозависимыми лицами, способными оказывать влияние на условия и (или) результаты совершаемых ими сделок; данные сделки не обусловлены разумными экономическими причинами; основной целью реализации автомобилей явилось получение необоснованной налоговой выгоды за счет занижения налоговой базы по налогу на прибыль и НДС в результате многократного занижения цены сделок. 

При этом судьи отметили, что пп.7 п.1 ст.31 НК РФ не исключает возможность определения размера недоимки как применительно к установленным гл.14.

3 НК РФ методам, используемым при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, так и на основании сведений о рыночной стоимости объекта оценки (Постановление АС Волго-Вятского округа от 08.09.2021 г. №А79-8358/2021).

В другом деле суд также согласился с налоговиками в том, что заемные денежные средства предоставлялись на нерыночных условиях, а сделки в действительности совершены в силу влияния, оказанного иностранной компанией, доля косвенного участия которой в капитале компании составляет 100% через материнскую компанию. 

ЭКСПРЕСС-АУДИТ

При этом оценивая условия сделки как нерыночные, суд исходил из того, что спорные договора займа были заключены на крупные суммы и на длительные сроки без условий обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств, а также без установления штрафных санкций за несвоевременный возврат или несвоевременную уплату процентов.

Суд, оценив факты систематической неуплаты процентов (в рассматриваемом случае на протяжении трех лет) и при этом факт увеличения сторонами срока возврата заемных денежных средств с трех до семи/шести лет (дополнительные соглашения), пришел к обоснованному выводу о нерыночности условий указанных договоров.

А довод апелляционной жалобы со ссылкой на пункт 12 Обзора практики рассмотрения дел, связанных см применением отдельных положений V.5 и ст.269 НК РФ, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2021 г.

, согласно которому корректировка налоговой базы по налогу на прибыль в части внереализационных расходов возможна только в случае несоответствия условий пользования заемными средствами условиям, на которых общество могло бы получить внешнее финансирование у независимого контрагента, а суд первой инстанции такого сравнения в решении не делает, коллегия отклоняет как противоречащий тексту обжалуемого решения. 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ПРЕДПРИЯТИЯ

Так, судом установлено, что в проверяемом периоде компанией заключались договоры займа с иными организациями (не входящими в холдинг) на условиях, отличных от условий предоставления займа аффилированным лицом – компании «Brinkburn Holding Limited».

 Суд установил из условий договоров с компанией «Stanhign Limited» (Кипр), что займы предоставлялись на короткий срок (не более двух месяцев), ставка процентов согласована в размере 12%, отсрочка возврата займа не предусмотрена, определена штрафная неустойка в виде пени в случае просрочки по возврату займа. 

Проведя сравнительный анализ спорных сделок с указанными выше договорами, суд пришел к выводу о том, что в отличие от вышеназванных договоров о предоставлении заемных/кредитных средств спорные сделки заключены на лояльных условиях, то есть под влиянием третьих лиц.

ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ: НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ, СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА (2 ЧАСТЬ)

С учетом приведенных обстоятельств суд сделал вывод о правомерном исключении налоговым органом из числа внереализационных расходов компании в целях исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за проверяемый период затраты по процентам в соответствующих размерах (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 г. №А59-6402/2021).

Источник: https://rosco.su/press/transfertnoe-tsenoobrazovanie-nalogovyy-kontrol-sudebnaya-praktika-3-c/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.